Меню
Сообщения с форума
Занятие по теме «Анализ и синтез разных речевых единиц |
Анализ и синтез разных речевых единиц. Цели урока:
Оборудование: Иллюстрация “Путаница”, индивидуальные карточки с изображением контура инструментов, Индивидуальные карточки с пословицей. Индивидуальные карточки с текстом (стихотворение). Картинка “Девочка Смешинка”. Макеты цветов с двигающимися разноцветными лепестками. Ход занятия I. Организационный момент. 1. Беседа (название занятия, какой урок по счёту). 2. Создание положительного настроя на занятие: учитель вывешивает на доску картинку с изображением лица улыбающейся девочки Смешинки, просит определить настроение девочки, поставить перед собой зеркало и улыбнуться так же, как Смешинка, желает сохранять хорошее настроение, а в конце занятия самим определить своё самочувствие и показать его, выбрав лепесток по цвету. А цветок подарить девочке Смешинке. II. Разминка. 1. Упражнение развивающей кинезиологической программы. Ухо-нос. Левой рукой взять кончик носа, правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук “с точностью до наоборот”. 2. Психогимнастическое упражнение. Считалочка-бормоталочка. Повторить фразу: “Все профессии важны, все профессии нужны”несколько раз. В первый раз произносим вслух всю фразу, кроме последнего слова; последнее слово произносим “про себя”, хлопая при этом один раз в ладоши. Во второй раз произносим вслух фразу, заменяя хлопками два последних слова и т. д. Все – профессии – важны – все – профессии – нужны. Все – профессии – важны – все – профессии –хлопок. Все – профессии – важны – все – хлопок – хлопок. Все – профессии – важны – хлопок – хлопок – хлопок. Все – профессии – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок. Все – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок. Хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок. III. Закрепление лексического материала. 1. Работа с иллюстрацией “Путаница”. а) Рассмотреть иллюстрацию и сказать, что перепутал художник (какой предмет кому должен принадлежать: ракетка – спортсмену, автомат – солдату, мастерок – строителю, шприц – врачу, мел – учителю). б) Повторить названия предметов (ракетка, автомат, мастерок, шприц, мел). в) Беседа. Рассказать, какие инструменты или орудия труда необходимы для работы: швее, столяру, повару, бухгалтеру и т.д. 2. Упражнение “Отгадай слово”. Произношу ряд звуков. Учащиеся должны запомнить каждый 2-ой звук, соединить их в слово. (б п а о ф в ы а л р) 3. Задание “Нарисуй по клеткам”. На листе бумаги в клетку нарисовать точно по клеткам инструменты: пилу, молоток, топор, гаечный ключ по образцу правой рукой. Выполнить штриховку каждого предмета левой рукой в разном направлении по инструкции учителя. 4. Выяснение обобщающего понятия. – Так о чём мы будем рассказывать, выполнять задания? (о профессиях) IV. Определение логопедической темы. На занятии мы будем определять место звуков в словах, отгадывать по звукам и буквам слова, составлять предложения. V. Упражнения для коррекции и развития процессов анализа и синтеза слов; совершенствование техники чтения. 1. Звуки, буквы, слова. а) Называю слово (название профессии или инструмента). Даю задание: назвать определённый по счёту звук в слове. б) Прочитать на доске названия профессий (порядок букв в словах нарушен (Доярка, рабочий, повар, строитель, музыкант). Определить, в каком слове звук [я] предшествует звуку [р]; звук [ы] после звука [з]; звук [в] между звуками [о] и [а]. в)Найти эти слова в филворде (на карточке). г) Отгадать название инструмента по цифрам и буквам на доске. Например: 4 8 1 9 2 5 3 7 6 Называю цифры (3, 8, 6, 9, 4, 2, 7), учащиеся запоминают соответствующие буквы, соединяют устно в слово (рубанок). VI. Закрепление программного грамматического материала. 1. К какой части речи относятся слова, которые отгадывали в заданиях? Вспомнить помогут слоги на доске. тви но су тель щес е Правильно, это – существительное. 2. Вспомнить определение имени существительного. 3. Выяснить, что в заданиях использовались имена существительные, которые обозначают людей, вещи. VII. Упражнения для коррекции и развития процессов анализа и синтеза предложения, текста. 1. Работа с предложением. а) На карточке в напечатанной фразе вычеркнуть все встречающиеся слова – название материала, из которого изготавливают швейные изделия (платья, блузки, рубашки)? (шёлк); соединить оставшиеся части в слова, прочитать пословицу о труде. б) Записать пословицу в тетрадь по памяти, проверить написание (открыть на доске). Дело мастера боится. в) Найти в пословице и назвать существительные (дело, мастер), их значение. 2. Работа с текстом. а) Раздать карточки со стихотворением учащимся. “Я прочту стихотворение, а вы запомните, о какой оно профессии, какие инструменты упоминаются”. (О столяре; рубанок, топор, молоток). Логопед медленно читает стихотворение во второй раз; учащиеся карандашом на карточке вставляют в словах все пропущенные гласные буквы (в первом четверостишии), некоторые пропущенные согласные буквы (во втором четверостишии). Затем учащиеся вслух читают стихотворение. б) Сосчитать количество предложений в тексте; найти и прочитать третье предложение. Прочитать по цепочке каждое слово в предложении; прочитать по цепочке предложение через слово; причитать по цепочке каждое слово предложения в обратном направлении (от последней буквы к первой; например: столяр – рялотс т. д.) в) Прочитать это предложение еще раз “про себя”; забрать карточки; записать его в тетрадь по памяти. Раздать карточки, проверить написание. г) Найти в стихотворении и назвать существительные, определить их значение (люди, вещи), выделить в тексте (сущ.). Бежит рубанок по доске, VIII. Итог занятия. 1.Какие задания выполняли со словами предложениями, текстом? 2. О чём были все задания? (о профессиях) 3. Какую часть речи повторили? (существительное) 4. Проанализировать и оценить работу на занятии каждого ученика. 5. Выбрать по цвету лепесток цветка, соответствующий вашему настроению, поставить цветы в вазу. Подарить букет цветов девочке Смешинке. |