hosting menu left
hosting menu right

top of hosting header
ИМОП Эволюция
ИМОП Эволюция Для педагогов
  • Конкурсы
  • Публикации в СМИ
  • Сертификация сайта
  • Международные дипломы
  • Обмен опытом
  • Пополнение портфолио
ИМОП Эволюция Для учащихся
  • Конкурсы
  • Олимпиады
  • Международные дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Твоческие задания
  • Призы победителям
ИМОП Эволюция Для дошкольников
  • Творческие конкурсы
  • Яркие дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Веселые задания
  • Саморазвитие
  • Призы победителям


bottom of hosting header
website hosting main area top

Сообщения с форума

Тема: В очередной раз поднята т...
Сообщение:
Написал: Зинаида
22 Ноябрь 2018, 16:41:01
Тема: Льгота мотивирующая учить...
Сообщение:
Написал: Зинаида
13 Июль 2018, 14:53:23

Конкурс рисунков

«Живая классика»

Конкурс юных чтецов «Живая классика»

Мы в Контакте Мы в Одноклассниках Мы в Facebook Мы в Twitter
Министерство образования и науки РФ
Исследовательско-творческий проект в старшей группе «Капельки» «Всегда и везде - вечная слава воде»

Пояснительная записка

Люди, научившиеся …наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы, оказываясь на более
высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев

Поисково-экспериментальная деятельность «Всегда и везде – вечная слава воде» представляет собой разработку воспитателя детского сада «Сказка» г. Абдулино, для детей с 5 до 6 лет (старшая группа).

Поисково-экспериментальная деятельность -  это вид проектной деятельности в которой дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, детского дизайна.

Это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Основной целью проектного метода  является:

- развитие познавательных интересов, потребности и способности;

- самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

В ходе проведенного  мною опытно-педагогического исследования  было установлено, что экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Я пришла к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:

Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».

Образовательные задачи:

Средний дошкольный возраст:

способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды;

развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде; подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха;

развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;

активизировать словарь ребёнка;

развивать эмпатию, желание помочь другим;

воспитывать аккуратность в работе.

В своей деятельности я опиралась на ведущие принципы развития дошкольников:

Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;

Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников Центра;

Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;

Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).

Структура детского экспериментирования

Проблемная ситуация

Целеполагание (что нужно сделать)

Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)

Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)

Задачи:

Вызвать интерес к поисковой деятельности.

Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.

Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.

Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

Особое значение для развития личности имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. «Что я слышу – забываю. Что я вижу – помню. Что я делаю - понимаю» (Конфуций). Эксперименти­рование поможет ребятам ответить на вопросы «Всегда ли вода одинаковая?», «Куда делась вода».

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

Ознакомление с окружающим.

Экологическое воспитание.

Развитие речи.

Наблюдения на прогулке

Наблюдения в детском саду

Наблюдение в группе

Экспериментирование

Опыты

Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия

Наблюдения в природе.

Рассматривание фотографий (где в природе существует вода?)

Беседы по теме «Кто живет в воде?», «Что растет в воде?»

Целевая прогулка.

В создании методической разработки  я ориентировалась  на материалы  программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы,  на «Методику организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А.И.Ивановой и на Методику исследовательского обучения дошкольников  А.И. Савенкова. В связи с этим были выделены этапы обучения экспериментированию дошкольников по теме «Всегда и везде - вечная слава воде»

2. Содержание проекта – «Всегда и везде - вечная слава воде».

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования.


В рамках проекта дети познакомились с окружающим миром воды, со свойствами воды, с природными явлениями. Ответили на вопросы: Кому нужна вода, как вода попадает к нам, какая бывает вода? Провели ряд экспериментов по выявлению свойств воды: твердая, жидкая,  не имеет формы, какие вещества растворяются в воде. Также мы познакомились с обитателями воды и водоемов.  Рассмотрели такое состояние когда воды бывает опасной: наводнения, можно утонуть, обжечься и т.д. В этом нам помогла игра «Вода – хорошо, вода- плохо». После того, как мы достаточно изучили водную среду, нам предстояла задача решить вопрос о загрязнении воды и о том, как сберечь воду.

В рамках непосредственной работы воспитателя с ребенком:

Были поставлены наводящие вопросы, для того, чтобы ребенок мог интересно преподнести свою тему;

Представлен дополнительный материал для совместного изучения;

Использование информационных технологий для показа тематических презентаций;

Помощь в проведении более сложных и интересных опытов и экспериментов;

Организованы тематические наблюдения, как на улице, так и в группе;

Разгадывание загадок;

заучивание стихотворения;

Рассматривание фотографий;

Беседы по теме

Целевая прогулка;

Наблюдения в природе;

В рамках самостоятельной деятельности детей:

Рассматривание тематических картин;

Прослушивание аудиозаписи;

Опыты с переливанием воды;

На фронтальных занятиях были даны следующие темы:

  • «Что мы знаем о воде?»
  • «Свойства воды».
  • «Освобождение бусинок из ледяного плена».
  • Интегрированное занятие по познавательному развитию «Что за чудесница, водица-волшебница».
  • Занятие «Как люди речку обидели».
  • Интегрированное занятие «Чудеса весеннего леса».
  • Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше».
  • Коллективная работа в технике барельеф «Подводные жители».

Интересные методы обучения:

Игра «Хорошо-плохо». Выявляет представление детей о свойствах изучаемого объекта, его системе взаимосвязей.

Рефлексия. Дает детям  возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и методы их улучшения.

Оценивание работ созданных детьми с родителями, педагогом и воспитанниками, участия родителей в проекте.

Тематическое рисование, лепка, аппликация;

Конкурс рисунков и поделок «Портрет воды» в рамках работы с родителями.

Проект проходил в игровой форме, в непринужденной обстановке. Создавались искусственные проблемные ситуации, из которых дети искали выход самостоятельно, что доставило много радости.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Необходимо выяснить, что дети запомнили, хорошо ли усвоили знания, научились ли определять свойства воды. Для этого детям в конце каждого занятия задавались вопросы по теме, а в конце каждого эксперимента и опыта воспитатель вместе с детьми формулировал выводы. При ответах детей учитывались не только их правильность, но и активность детей, их готовность отвечать.

После проведения данного блока занятий выявилось, что все дети были очень активны, хорошо усвоили предложенный им материал, он не был для них труден, наоборот, вызвал большой интерес у детей, что также способствовало его лучшему усвоению.

Таким образом, применение различных методов при ознакомлении дошкольников со свойствами воды возможно и необходимо только тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в различные продуктивные виды деятельности; обучение идет через активную игровую, исследовательскую и экспериментирующую деятельность; практические занятия способствуют формированию представлений об окружающем мире.

Экспериментально-опытная деятельность является необходимым элементом обучающего процесса при изучении свойств неживой природы и должна быть включена в систему методов и приемов формирования знаний об окружающем мире у детей среднего дошкольного возраста.

3. План реализации проекта

Вид  проекта: исследовательско – творческий.

Продолжительность:   длительный  (октябрь – май)

Автор проекта: воспитатель  Хожаинова Н.В.

Участники проекта: дети старшей группы детского сада «Сказка».

Актуальность темы:

  • Гуляя осенью на улице с детьми, дети стали рассматривать лужи и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода?
  • В настоящее время наблюдается низкий уровень личностной культуры человека по бережному отношению к воде в целом и  к источникам пресной воды в частности.
  • Актуальна необходимость формирования  в сознании детей бережного отношения к сохранению пресных водоемов.

Противоречие:

Выбор темы исследования обусловлен сложившимся противоречием между сокращением количества чистых пресных водоемов и низким уровнем экологической культуры людей.

Нередко наблюдается противоречие между теоретическими знаниями детей о необходимости бережного отношения к водным ресурсам и их практическими действиями  в повседневной жизни.

Проблема:

  • Недостаточность знаний детей о роли воды в жизни человека.
  • Несформированность целостного представления дошкольников о воде, как объекте неживой природы.

Гипотеза:

  • Участие детей в экспериментально-опытнической деятельности  позволит дать богатые возможности для формирования у них глубоких знаний о физических свойствах воды.
  • Использование  интегрированного подхода  для формирования целостного представления о воде приведёт к успешному усвоению  и осознанному применению полученных знаний в жизни.

Дидактические цели:

  • Создать условия для формирования у детей целостного представления о воде, как объекте неживой природы.
  • Формировать у них высокий уровень экологической культуры к воде - как к источнику жизни.

Методические задачи:

  • Сформировать представления о воде, как объекте неживой природы, ее значимости в жизни человека, способах применения в быту и для оздоровления организма человека.
  • Развивать любознательность, познавательную активность, навыки моделирования и экспериментирования с применением полученных знаний в повседневной жизни.
  • Воспитывать эстетическое восприятие окружающего природного мира, бережное отношение к природе.

Новизна:

  • Новизна реализации данного проекта определяется разработкой и реализацией системы ознакомления детей с физическими свойствами воды  посредством экспериментальной деятельности, проведением  цикла интегрированных занятий на заданную тему.
  • Система занятий направлена на формирование целостного представления о воде, как объекте неживой природы ,с которым неразрывно взаимодействует человек.

Ожидаемый результат:

  • Сформированные знания у детей о воде.
  • Осознанное использование полученных знаний на практике.
  • Способы оценки: диагностика, наблюдение, беседа, анализ продуктов творчества детей.

Материалы и оборудование:

  • Справочная и художественная литература.
  • Наглядный иллюстративный материал : «Круговорот воды в природе», «Как вода к нам в дом приходит», «Где живет вода», «Подводные обитатели».
  • Инструментарий для проведения опытов.
  • Оборудованный уголок экспериментально-опытнической деятельности

Образовательные области:

Физическое развитие

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление обогащения двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

Социально- коммуникативное развитие

Развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Развитие трудовой деятельности; воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;  формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи;


Познавательное развитие

Сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;  формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

Речевое развитие

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

Художественное – эстетическое развитие

Развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству;

Развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству;


Предварительная работа:

При выборе темы были учтены следующие правила:

Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Адаптационный этап.

На этом этапе проводилась информационно-просветительская работа с родителями. Понятно, что исполнение самого проекта оказывается для самого ребенка наиболее сложным. Вместе с тем, познавательный интерес, идеи, которые высказывает ребенок, могут быть предъявлены как взрослым, так и сверстникам. Поэтому при выполнении проекта большая роль отводилась родным ребенка. В связи с этим успешность проекта во много зависела от заинтересованности родителей. После того, как родителей информировали о целях нашего проекта, его необходимости и значимости для ребенка, они активно включились в сбор информации и уже со своей стороны привлекали детей. Получился тройственный союз: воспитатели – ребенок – родители – что еще больше укрепило и сблизило наши отношения.

Заранее были подготовлены разные книжки для чтения, стихи, загадки, рассказы, демонстрационный материал;  Были подобраны материалы для экспериментов и опытов, презентаций и просмотров видеоматериалов. Также было подобрано музыкальное оформление, на каждый день.

4. Описание видов деятельности

Игровая деятельность.

Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В нашем проекте использовались такие игры, как: «Наливаем-выливаем», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лед».

Учебная деятельность

Учебная деятельность формируется под непосредственным педагогическим воздействием. Детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени.

В проекте я использовала серию фронтальных занятий по соответствующей теме. Многие занятия были подкреплены презентацией, наглядными пособиями.

Активно использовали тематические беседы, а детям задавали наводящие вопросы для того, чтобы ребенок мог интересно преподнести свою тему.

Организованы тематические наблюдения, как на улице, так и в группе. В совместной деятельности мы разгадывали загадки, учили стихотворения, проводили опыты и эксперименты, рассматривали фотографии и наглядные картинки.

Обучение проходило и в рамках наблюдения, как на улице, так и в группе.

Эффективным средством обучения является работа по подгруппам, когда решается спорный вопрос, выставленный воспитателем. Так дети приходят к самостоятельному выводу проблемного вопроса.

Трудовая деятельность

Трудовая деятельность – это формирование положительного отношения к труду, то есть:

ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;

организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

Во время проведения проекта дети также продолжали закреплять навыки по:

Самообслуживанию – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены; воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

Хозяйственно-бытовому труду – развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту. Дети активно принимали участие в подготовке к опытам и экспериментам. Помогали друг другу при выполнения задания. Готовили соответствующий материал для занятий по лепке, аппликации или рисованию.  Также дети развили дополнительный навык осторожности не только с водой, но и с другими предметами.

Труд в природе – активное,  участие детей в работе в «Огороде на подоконнике», а также уход за комнатными растениями и домашними животными. При работе в уголке природы, дети стали умеренно наливать воду в растения, умеренно использовать «обрызгиватель», т.к. узнали о том, что вода в больших количествах вредна для растений.

Продукт проектной деятельности:  альбом «Опыты по экологии».

5. Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.

Образовательная область

Тема

Программные задачи

Познавательное развитие


























«Что мы знаем о воде?»


«Свойства воды»








«Освобождение бусинок из ледяного плена».






Интегрированное занятие по познавательному развитию

«Что за чудесница, водица-волшебница»





Интегрированное  занятие по познавательному развитию

«Чудеса весеннего леса»

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.

Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать бережное отношение к воде.




Создавать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле, развивать образное мышление при выборе способа действия, стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.





Развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом.

Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.

Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

Показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой,  льдом.

Упражнять в образовании однокоренных слов.

Развивать  умение использовать в беседе накопленные знания,  логическое мышление, зрительное восприятие и внимание, общую и мелкую моторику;  создавать условия для двигательной активности  посредством игровых двигательных движений,  способствовать развитию поисковой деятельности Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе. Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе весной, формирование познавательного интереса.

показать детям, в каком виде существует вода.


Речевое развитие

Чтение рассказа «Как люди речку обидели»



Беседа «Чистота та же красота».




Учить детей внимательно слушать литературное произведение.


Прививать детям правила личной гигиены

Художественно- эстетическое развитие

Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше»







Коллективная работа в технике барельеф «Подводные жители».



Вызывать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками, показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой.





Познакомить с техникой барельеф. Развивать творческое воображение. Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.

6. Игры к проекту

Виды игр

Название

Программные задачи

Речевая

«Подскажи словечко».


Развивать речь детей, моторику речевого аппарата.

Игра малой подвижности

«Ручеек»


Подвижная игра


«На болоте»

Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.

Подвижная игра

«Море волнуется»

Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

7. Опыты к проекту

  1. 1. «Вода не имеет формы»

Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот  кусочек? (квадратной)  Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом.

Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)

Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.

  1. 2. «Лед легче воды»

Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.

Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.

  1. 3. «Превращение в воду»

Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.

Вывод: Снег, лед, сосульки тают от  тепла и превращаются в воду.

  1. 4. «Вода нужна всем»

Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).

Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.

  1. 5. «Животворное свойство воды»

Срезать на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд налить воды и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.

Вывод: Вода дает жизнь всему живому.

8. Вывод:

В ходе проведенной  экспериментально-исследовательской деятельности было установлено, что экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Я пришла к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на закрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Для родителей был представлен плакат с фотографиями детей во время проведения проектной деятельности, презентация проекта, а детям вручили грамоты.

9. Список используемой литературы:

  1. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.- М. 2011 г.- Волгоград, Учитель, 2010 г.
  2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5  лет.–Волгоград, Учитель, 2006 г.
  3. Глазырина Л.Д. Физическая культура в старшей  группе детского сада. – М.: Владос, 2005.
  4. Савенков А.И.  Методика исследовательского обучения дошкольников.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.- 128 с., 8 л.ил.

5.Интернет-ресурсы:

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtm

Жидкие опыты

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml

10. Заключительный этап проекта

  1. Итоговое занятие «Чудеса весеннего леса»




























Приложение

Игры к проекту

Игра «Подскажи словечко»


Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю : (снег)


С неба все скользят пушинки

Серебристые:(снежинки)


На полянку, на лужок

Все снижается :(снежок)


Вот веселье для ребят-

Все сильнее:(снегопад)


Все бегут вперегонки.

Все хотят играть в:(снежки)


Словно в белый пуховик

Нарядился :(снеговик)


Рядом снежная фигурка,

Это девочка:(снегурка)


На снегу-то, посмотри

С красной грудкой:(снегири)


Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил:(снег)


Воспитатель читает двустишие, а дети договаривают недостающее слово.


Игра малой подвижности «Ручеек»

Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок оставшийся без пары становится ведущим.


Подвижная игра «На болоте»

Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.


Конспект занятия

Тема: «Что мы знаем о воде?»

Программные задачи:

1.Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.

2.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

3.Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы: Игровой ( сюрпризные моменты); наглядный (панно «Кому нужна вода», схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации «Кому нужна вода»

Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).

Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».

Материалы и оборудование: Плакат «Кому нужна вода»; инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, гуашь (красная, синяя), ложечки; символы, обозначающие свойства воды ; эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».


Содержание организованной деятельности детей

Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.

В: Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

В: Ребята, а я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь.

В: Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.

В: Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость».Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам. Ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

В: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (бесцветная)

В: Сейчас мы это проверим.

Опыт № 2 «Вода бесцветная».На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

В: Какого цвета молоко? (белого).

В: А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет)

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)

В: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь?

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, гуашь – красная, синяя.

В.: Я сейчас в воду добавлю гуашь и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

В.: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

В: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода).

В: Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.

Опыт № 3. (Детям раздаются мерные стаканчики с солью или сахаром, ложечки).

В: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».

В: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем- нибудь? (нет)

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. Вывешивается символ этого свойства воды.

В: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.

В: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Незнайка. Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?

(Работа с плакатом «Кому нужна вода»).

В: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?

Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.

В: А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы):

Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить

Вода – бесцветная

Вода – безвкусная

Вода не имеет запаха.

В: Где и какую, дети, воду вы сегодня видели? (в помещении, на улице)

В: Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, поливаем цветы)

Незнайка: Ну. Спасибо, Незнайка, теперь я всё знаю о воде.

В: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!

В: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран . А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка - напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».

Перед едой мой руки с мылом.

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась -

И на лапках грязь осталась.

Полотенце - в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот -

Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.

В: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы).


Конспект занятия по речевому развитию

«Как люди речку обидели»

Программные задачи:

1. Учить детей внимательно слушать литературное произведение.

2. Прививать бережное отношение к окружающей природе.

3. Формировать способность к опытно-экспериментальной деятельности по проверке очистки воды.

4. Развивать речь, учить грамматически верно составлять предложения.

Предварительная работа: наблюдение на прогулках за природными явлениями, беседа на тему: « Как мы любим отдыхать семьей», проведение подвижных игр «Живая вода», «Караси и щука».

Материалы и оборудование: ткань голубого цвета, ленточки – голубые, фильтр, плакат «Человек и вода».


Содержание организованной деятельности детей

В: Дорогие мои детишки

Положите в сторонку книжки

Подождет вас немного игра,

Заниматься пришла пора.

В: Дети, вы когда-нибудь отдыхали на речке? Что делали?

В: А вы ездили с родителями отдыхать на другие водоемы?

В: А что вам нравится больше всего, когда отдыхаете на речке, загораете, купаетесь?

В: Да, ребята, отдыхать на речке, на озере, на пруде любят все. Но не все знают, как надо правильно себя вести. Как сделать так, чтобы Речка не обиделась, чтобы она оставалась чистой  любила детей.

В: Сейчас я прочитаю вам рассказ про речку, которую обидели очень люди.

Как люди речку обидели

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

В: Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опишите ее.

В: Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?

В: Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей?

В: Почему так нельзя поступать?

В: Что бы ты сделал на месте Кости?

В: Ребята, но и папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что хотели этого.

В: Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться.

В: Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки мусор выбрасывать можно.

В: Дети, если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки на земле останутся голубыми.

В: Дети, вы хотите знать, где рождается речка?

В: Давайте пройдем к моему столу. (в-ль кладет на стол самую длинную и широкую полоску голубой ткани).

В: На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они откуда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую реку?

В: Самая широкая и длинная полоска ткани превратится в главную реку, а остальные – в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали большую реку. Вот так много воды и надо ее беречь. А сейчас давайте и мы с вам будем маленькими ручейками и поиграем в игру «РУЧЕЕК»

В: А сейчас давайте еще раз вспомним, какая речка была до прихода гостей и после их ухода.

В:  Дети, подберите цвета, при помощи которых можно отразить изменения, происшедшие с рекой.  раскрасьте речку на обеих половинках листа, при этом на левой его части отразит при помощи цвета "настроение" реки до прихода гостей, а на правой - после их ухода.

В: Послушайте и отгадайте загадку:

Она и в озере, она и в лужице,

Она снежинкою над нами кружится,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит, журчит. (вода)

В: Ребята, хотите снова поэкспериментировать с водой? (да).

В: Дети, у меня в стаканчике речная вода. . В первом - из чистой реки, до того, как она "встретилась" с людьми, а во втором - из грязной.

В: Сравните воду в стаканчиках и скажите, чем она отличается? (в одном стаканчике она чистая, в другом – грязная)

В: В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой - нет? (в чистой)

В: Давайте сейчас очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой, и речка выздоровела. Через фильтр ребенок сливает грязную воду в пустой стаканчик.

В: Сравните ее с водой "из чистой реки". (одинаковая). Давайте очищенную воду "вернем" реке – сольем в баночку.

Вывод: Благодаря усилиям фильтра – речка выздоровела.

В: Дети, есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реки  с заводов. Вы все смотрели мультфильм «Про Крокодила Гену». Он там закрывал отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода и умирали рыбки. . А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.



Интегрированное занятие по познавательному развитию

«Что за чудесница, водица-волшебница»

Программное содержание:

1. Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

2. Показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой,  льдом.

3.Упражнять в образовании однокоренных слов.

4. Развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом.

5.Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за зимними явлениями, чтение стихотворений, загадок,  рассматривание картинок о зиме, лепка снеговика на участке.

Материал для занятия:

Демонстрационный материал: таблица для развития зрительного восприятия; карточки с изображением настроений. Для проведения опытов - мисочки, льдинки.  Бросовый материал – салфетки, мерные стаканчики для изготовлении снеговиков.

Содержание организованной деятельности детей

(Воспитатель вносит в группу таблицу, на которой изображены 3 сезона, кроме зимы)

В: Как вы думаете, какого времени года не хватает на картинках? (Зимы)

В: Настал день. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Вздохните  глубоко и с вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек и любовь к ближнему.

В: А какие времена года перед вами? (весна, лето, осень)

В: Почему вы так решили, назовите мне приметы этих времен года.

В: Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить? Назовите приметы зимы. ( Идет снег, сильные морозы, люди тепло одеты)

В:А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко»

-Я прочту стихотворение-загадку, а вы добавите соответствующее слово:

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю : (снег)

С неба все скользят пушинки

Серебристые:(снежинки)

На полянку, на лужок

Все снижается :(снежок)

Вот веселье для ребят-

Все сильнее:(снегопад)

Все бегут вперегонки.

Все хотят играть в:(снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился :(снеговик)

Рядом снежная фигурка,

Это девочка:(снегурка)

На снегу-то, посмотри

С красной грудкой:(снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил:(снег)

В: Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите. Чем похожи все эти слова? (Они все по зиму, о снеге, сходные по произношению)

В: Действительно, все эти слова похожи на одно слово - снег.

Что можно сказать о снеге? Какой он?

В: Какую пользу приносит снег? (Он защищает от холода деревья)

В: А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом.

1. Снег - это вода.

В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит.

2. Лед - твердая вода.

Обратить внимание детей, как постепенно уменьшаются льдинки и во что они превращаются. Обратить внимание детей на время, за которое тают снег и лед (снег быстрее, лед медленнее). Выясняют, что легче - лед или вода, проведя опыты - опустить в воду лед и снег.

3. Пар - это тоже вода.

Подышать на зеркальце, на котором образуются капельки воды.

В: Снег, лед и пар - это вода. Посмотрите, сколько снега лежит на улице. Как вы думаете, как образовались сугробы?

В: А теперь представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опускаются все ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом, друг на друга. Выпало так много снежинок, что образовался сугроб. Дети танцуют и кружатся под спокойную классическую музыку. Собираются вместе и образуют "сугроб".

В: Я возьму немного снега, сделаю снежок и скатаю снежный ком. (Имитирует движениями, как она это делает.) А что можно слепить из снежного кома?(Снеговика, снежную бабу.)

В: А теперь представьте, что вы - снежинки и через открытую форточку вы попали в помещение и упали на ковер. Что с вами случилось? (Мы растаяли)

В: Но не все снежинки растаяли. Я их соберу и слеплю снежный ком. А как в помещении я могу "слепить" снеговика? Ответы детей.

Раздается стук в дверь.

В: Ребята, это почтальон Печкин  принес снеговикам приглашение на Новогодний карнавал. Но в приглашении сказано, что все должны прийти на праздник парами и наши снеговики загрустили. Как мы можем помочь им? Ответы детей.

В: Да, давайте изготовим снегурок для наших снеговиков.

В: Но сначала, отдохнем и сделаем физкультминутку.

Возьмем снега мы немножко,(берут снег в руки)

Снежки слепим мы в ладошках, (имитация снежка)

Дружно ими побросались – (дети бросают друг в друга)

Наши руки и размялись. (встряхнуть руками)

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить. (показывают бабу)

Ком за комом покатили, (катят ком)

Друг на друга водрузили. (имитация движения)

Сверху третий малый ком. (показать маленький ком)

Снег стряхнули с рук потом.(стряхнуть снег)

Дети делают Снеговиков из салфеток. Скатывают их в шар и приклеивают один ком на другой. Сверху надевают мерный стаканчик – шляпка. Приклеиваю нос- морковку, фломастерами украшают Снеговиков.

В: Как вы думаете, какое теперь настроение у наших снеговиков?

А у вас какое настроение? (хорошее, радостное, веселое)

В: Если нашим снеговикам у нас стало весело, значит мы с вами волшебники. Видите, как хорошо помогать кому-то, делать добрые дела. Всем вокруг становится весело и солнечно, поэтому будьте всегда такими отзывчивыми, добрыми и веселыми.

Интегрированное занятие

Тема:  «Чудеса весеннего леса»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Форма организации: групповая

Цель: обобщение знаний детей о сезонных изменениях в природе весной, формирование познавательного интереса.

Задачи:

  • Развивающие:

-развивать  умение использовать в беседе накопленные знания,  логическое мышление, зрительное восприятие и внимание, общую и мелкую моторику;

- создавать условия для двигательной активности  посредством игровых двигательных движений,  способствовать развитию поисковой деятельности.

  • Воспитательные:

- воспитывать устойчивый интерес к занятию, бережное отношение к природе;

-приобщать к совместной со сверстниками деятельности, содействовать желанию помогать друг другу.

  • Образовательные:

- закреплять знания о признаках весны;

-совершенствовать умение отвечать на вопросы в процессе беседы;

-формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; расширять словарь за счет имен существительных – названий детенышей диких животных (медвежонок, лисенок, зайчонок, бельчонок, волчонок).

Виды детской деятельности:

игровая, познавательно- исследовательская,  коммуникативная,

продуктивная, двигательная.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

Работа над словарем: активизация словарного запаса понятиями «перелетные птицы», «дикие животные и их детеныши», «проталины», «подснежники».

Методы и приемы руководства деятельностью детей:

- постановки целей и мотивация деятельностью детей: беседа, придание личностной значимости предстоящей деятельности;

-активизация деятельности детей в процессе ОД: беседа, игровые упражнения, загадки;

- организация практической деятельности детей: выполнение заданий

- поддержание интереса у детей: наглядный материал, разнообразные формы организации ОД

- оценки и самооценки: анализ результатов деятельности.

Предварительная работа по образовательным областям:

Художественно- эстетическое развитие: рассматривание книг о весне, прослушивание песен «Весна - красна», «Скворушка», слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса и т.д.).

Познавательное развитие: беседа «Идет весна», «Как животные готовятся к весне», рассматривание  иллюстраций  «Перелетные птицы», дид. игры «Назови детеныша»,  «Отгадай по описанию»

Социально – коммуникативное развитие: беседа «Как вести себя в лесу»

Физическое развитие: подвижные игры « Солнце, дождик, ветерок», пальчиковая гимнастика «Это зайчонок»

Речевое развитие: Беседы, наблюдение сезонных изменениях в природе, чтение художественной литературы о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами,  отгадывание загадок о весне, разучивание подвижных игр, чистоговорок.

Работа с родителями: выставка рисунков «Весна  в лесу»

Материалы и оборудование: Демонстрационный: Мультимедийный экран, презентация,  звук (стук и чириканье воробья), конверт с письмом,  облака, музыкальное сопровождение,  солнечные зайчики, ручеек  полоска ткани,  большой и маленький медведи,  звукозапись голоса птиц,    дерево, гнездо, птенец, подснежники, снежные комочки из ваты, солнышко веселое и грустное,  клип «Весеннее созвучие», корзина с подснежниками.

Раздаточный материал: для аппликации  подснежник- стебель, лист, цветок, клей, кисточки, клеенки, салфетки.

Содержание организованной деятельности детей

1.Орг.момент

Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними.

Здравствуй, солнце золотое! (показывает солнце: кисти рук перекрещены, пальцы растопырены)

Здравствуй, небо голубое! ( показывает небо: руки поднимают вверх)

Здравствуй, вольный ветерок! ( плавные движения руками над головой)

Здравствуй, маленький дубок! ( соединяют  вместе предплечья, кисти разводят в стороны «крона дерева»)

Здравствуй, утро ! (жест вправо)

Здравствуй, день! ( жест влево)

Нам здороваться  ( обе руки к груди) не лень ( разводят руки в  стороны)

Ребята, сегодня мы будем говорить об одном из самых  удивительных времен года. А что это за время года, вы сейчас узнаете. (воспитатель читает стихотворение)

Светает рано по утрам,

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает?

Ответы детей

Звук (стук и чириканье воробья)

В: Ребята, вы видели, как  окну подлетел воробей, постучал и  громко закричал. Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? Здесь  конверт. Воспитатель читает письмо.

В: Собирайтесь скорее
В необычный поход. 
Ждут вас тайны лесные,
Вдаль дорожка зовет.

Ребята, вы хотите отправиться в лес?  На чем можно добраться до леса?

В: Я предлагаю вам полететь сегодня на облаках  (дети на бумажных облаках добираются до леса).  Звучит песня «Облака – белогривые лошадки»

2.Основная часть  Слайды1и2 (Весенний лес) (Музыка весеннего леса)

Здравствуй лес, дремучий лес, 
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь мы свои!

В: В какой лес мы с вами прилетели? ( Мы прилетели в весенний лес)

В: Ребята, какой весенний лес? (красивый, сказочный, чудесный, волшебный.)

В: Вот так чудо, я  вижу улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнышко.) (слайд Солнышко)

В: Какое солнышко весной? (Яркое, теплое, ласковое, лучистое)

В: Что делает солнышко? (Светит, припекает, греет.)

Пока мы летели на облаках я поймала солнечных зайчиков. Хотите поиграть с ними?

Игра «Назови ласково»

В: Я вам буду давать солнечных зайчиков, и говорить слово, а вы говорите тоже слово, но ласково.

Капля- капелька, туча- тучка, солнце- солнышко, ручей- ручеек,  цветок- цветочек, ветка- веточка, лист- листочек, луч- лучик,  облако- облачко, ветер- ветерок, сосулька- сосулечка, корабль- кораблик, дерево- деревце, поляна- полянка, дождик- дождичек.

В: Молодцы, мне очень понравилось с вами играть.

В: Засияло  солнышко, одарило землю теплом. А что же стало со снегом?

Ответы детей: снег стал таять.

В: Во что превратился снег?  Д: Снег превратился в воду.

В: Солнце светит, ручейки бегут. (Видео ручейка)

В: Ребята, почему говорят, что ручеек «бежит»?   У ручейка,  что есть ножки?

Д:  Ручеек – это водичка. А вода не стоит на  месте.

В: Ребята, я знаю,  вы очень любите играть с ручейками. Поиграем?

Игра «Перепрыгни через ручеек» (под журчание ручейка дети перепрыгивают через ручеек -  полоску ткани). Какие вы смелые и ловкие. Ножки никто не промочил?

В: Продолжим нашу прогулку по лесу, здесь много еще интересного. (Натыкается на снежный холмик.) А это что за чудо? В: Весна давно пришла! А медведь до сих пор спит еще в берлоге! Давайте-ка разбудим его.

Чистоговорка “Весна пришла”

Ла-ла– ла к на весна пришла. 
Ло-ло-ло в лесу тепло. 
Пель-пель-пель– капает капель. 
Ля-ля-ля расцветай, земля! 
Леть-леть-леть просыпайся, медведь!

Хлопают в ладоши.
Сжимают и разжимают пальцы.
Ударяют указательным пальцем по ладони. 
Делают “фонарики”.
Топают ногами.

В: Медведь зашевелился! Да, это не медведь, а медведица с медвежонком. Медвежонок у медведицы родился зимой.

Игра “У кого кто”

В: Ребята, не только у медведицы появились детеныши, но и у других лесных зверей весной появляются детеныши.  (Слайды животных и их детенышей) .Назовите, у кого кто появился.  (У лисицы лисенок, у зайчихи зайченок, у волчицы волченок, у белки бельченок, у ежихи еженок)

Звучит звукозапись ( Весенний лес  голоса птиц)

В: Слышите, как чудесно поют птицы в весеннем лесу? Как называются эти птицы? (Перелетные птицы.) А почему они так называются? Мы все очень рады тому, что с юга к нам возвращаются перелетные птицы. Значит, весна вступает в свои права.

Ребята, назовите мне самых первых птиц прилетающих к нам  с юга? Д: Это грачи. В: Вот летит самая первая птичья стая- это грачи.  ( Слайд грачи). Они прилетают раньше всех.  Прилетают птицы и начинают вить гнезда, выводить птенцов.  Посмотрите ребята,  птичье гнездо. Ой,  посмотрите под деревом   маленький птенец, который,   выпал из гнезда? Что же нам делать?  Д: Надо вернуть его обратно.

Психогимнастика «Согреем птенца». (С музыкальным сопровождением)

Ребята, представьте, что вы – птицы. В ваших руках-крыльях маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладошками вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладошки. Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди. Отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.

Развитие речевого дыхания “Подснежники”

В: Сейчас мы с вами выйдем на солнечную поляну. А раз она солнечная, то снег на ней тает быстро. И появляются  проталины. А на проталинах появляются первые цвет подснежники.  Почему они так называются? Д: Потому что они самые первые появляются из-под снега.

В: Вот полянка и проталины на ней, а где же подснежники? Наверное, они спрятались за снежными комочками. Давайте, подуем на снежные комочки. (Дети дуют.) В: Сколько подснежников появилось на солнечной полянке? (Дети считают подснежники.)

3. Коллективная аппликация «Подснежник» (произведения П.И. Чайковского «Подснежник»)

В:  Ребята, давайте, и мы  подарим весне  свои замечательные подснежники. Подходите к столам, перед вами полянка с проталинками. Тонкая бумага зеленого цвета – стебелек,   стрелки – листья, а вот это цветочки  подснежника.  На проталинку мы наклеиваем стебелек, к стебельку цветочек, а затем к стебельку листик. Вот и у нас получилась полянка  с замечательными подснежниками.

4. Рефлексия

В: Где, мы, с вами побывали? (В весеннем лесу.) Какие чудеса видели в лесу? (В лесу появились первые подснежники. Медведь проснулся. У диких животных появились детеныши. Прилетели птицы.)

Кому мы сегодня помогли?

Ребята, вам понравились чудеса весеннего леса? Какое у вас настроение? Я предлагаю вам выбрать солнышко, которое подходит к вашему настроению.

В: Ребята,   а у нас  с вами для наших гостей тоже есть подарки целая корзина самодельных подснежников. Давайте мы их подарим нашим  гостям в  память о нашей встрече, о весне (дети дарят цветы) « Клип весеннее созвучие»

В: Вот и пришла пора прощаться с лесом и его чудесами. Нам нужно возвращаться в детский сад. Дети прощаются с лесом, затем берутся за руки и “уходят из леса”, двигаясь за воспитателем змейкой.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Новое на сайте

Популярные конкурсы

Популярные методики

Последние новости


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Информационно-методическое объединение педагогов "Эволюция", 2013-2017
Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС77-63612
Все дипломы соответствуют требованиям ФГОС и аттестации педагогических работников