hosting menu left
hosting menu right

top of hosting header
ИМОП Эволюция
ИМОП Эволюция Для педагогов
  • Конкурсы
  • Публикации в СМИ
  • Сертификация сайта
  • Международные дипломы
  • Обмен опытом
  • Пополнение портфолио
ИМОП Эволюция Для учащихся
  • Конкурсы
  • Олимпиады
  • Международные дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Твоческие задания
  • Призы победителям
ИМОП Эволюция Для дошкольников
  • Творческие конкурсы
  • Яркие дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Веселые задания
  • Саморазвитие
  • Призы победителям


bottom of hosting header
website hosting main area top

Сообщения с форума

Тема: В очередной раз поднята т...
Сообщение:
Написал: Зинаида
22 Ноябрь 2018, 16:41:01
Тема: Льгота мотивирующая учить...
Сообщение:
Написал: Зинаида
13 Июль 2018, 14:53:23

Конкурс рисунков

«Живая классика»

Конкурс юных чтецов «Живая классика»

Мы в Контакте Мы в Одноклассниках Мы в Facebook Мы в Twitter
Министерство образования и науки РФ
МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ПРОИЗВОДСТВЕННОГО) ОБУЧЕНИЯ

Департамент образования города Севастополя

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Профессионального образования города Севастополя

«Севастопольский судостроительный колледж»


 

Методическая работа

«МЕТОДЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

(ПРОИЗВОДСТВЕННОГО) ОБУЧЕНИЯ»


 

Севастополь

2015


Методические  рекомендации  содержат основной информационный материал,  в методических рекомендациях отражены современные образовательные технологии используемые мастером производственного обучения в практической профессиональной деятельности.

Для учащихся учреждений  среднего профессионального образования.

Рецензенты:  Верхола И.П. мастер производственного обучения Верхола И.П.


МЕТОДЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ПРОИЗВОДСТВЕННОГО) ОБУЧЕНИЯ


Организация и методика производственного обучения как отрасль педагогических знаний  развивается на основе глубокого анализа и обобщения передового педагогического опыта лучших мастеров производственного обучения профессиональных учебных заведений. В научном плане методика производственного обучения является частной дидактикой и опирается на профессиональную педагогику, педагогическую психологию и физиологию, раскрывающих закономерности усвоения знаний, формирования умений и навыков.

Производственное обучение – самостоятельная часть общего педагогического процесса со своим специфическим целеполаганием, содержанием, логикой, со своими принципами, специфическими формами, методами, педагогическими средствами осуществления.

В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности педагога (мастера производственного обучения) и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками, на их воспитание и развитие.

Существует и другое толкование методов обучения.  Под методом обучения понимается не способ совместной деятельности педагога и обучающихся, а подход к процессу обучения. Как  пример, может служить производственное обучение, т. е. формирование профессиональных знаний, умений и навыков учащихся в специально созданных для этого условиях (учебных заведениях) и производственное обучение молодых будущих квалифицированных рабочих путем ученичества непосредственно на производстве. Однако и в теории, и на практике осуществления учебного процесса методом обучения в основном считается «способ» совместной деятельности педагога и обучающегося.

Существует определенная система, отражаемая в определенной классификации.

Наибольшее применение в педагогической практике получили методы, классифицируемые по источникам информации, к которым относится слово, чувственный образ и практическая деятельность. В большинстве случаев эти источники используются в том или ином сочетании. По данному основанию выделяют три их группы: словесные, наглядно-демонстрационные и практические.

В учебном процессе наиболее важным является не отнесение методов к той или иной классификации, а глубокое знание педагогом, мастером производственного обучения их дидактической сущности, условий эффективного применения, владения умениями пользоваться ими для руководства познавательной и учебно-производственной деятельностью студентов.

При выборе методов обучения необходимо исходить из того, что любой метод , любая организация занятий сами по себе не дают нужного педагогического эффекта, если они, во-первых не способствуют активизации учащихся, т. е. побуждению их к активной интеллектуальной и практической деятельности, во-вторых, не обеспечивают глубокого понимания, осознания изучаемого материала. Оба эти требования взаимосвязаны: студенты не могут быть активными на занятия, если не понимают, не осознают того, что они изучают или делают. Но они не могут осознать, понять  выполняемые действия (умственные или физические) без активного участия в учебном процессе.

Различные методы требуют включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объяснение, беседа). Зрения (демонстрация средств наглядности, показ трудовых приемов, работа с печатным и графическим текстом), осязания и мускульных ощущений (упражнения, лабораторно-практические работы). По-разному влияют методы обучения на развитие внимания, самостоятельности, способностей к анализу, синтезу, переносу умений и навыков. Все это еще раз указывает на необходимость комплексного, целостного подхода к оптимальному выбору методов обучения.

При выборе методов обучения необходимо соотносить их с реальными учебными возможностями студентов. Вместе с тем учет возможностей группы не должен обозначать любого приспособления к нему. Задача педагога состоит в том, чтобы развивать эти возможности. Выбор методов обучения необходимо соотносить со своими возможностями по их использованию, опираясь на те стороны собственного педагогического мастерства, которые дают максимальный учебно-воспитательный эффект.


Основная задача производственного обучения – формирование у студентов профессиональных умений и навыков. Речевое обращение выполняет в процессе производственного обучения две основные функции: сообщения и побуждения. Мастер и студенты в ходе процесса обучения сообщают друг другу свои мысли, высказывают желания, чувства, руководя процессом обучения, мастер советует, убеждает, инструктирует. Речь необходима для того, чтобы восстановить в памяти студентов и научить применять на практике по специальным и другим предметам, необходимые для сознательного выполнения учебно-производственных заданий.

Живым словом мастер пользуется, применяя любой метод обучения. Им сопровождается показ трудовых действий, демонстрация наглядных пособий, упражнения. Он необходим для того, чтобы обеспечить активность и сознательность обучения, предупредить ошибки, помочь студентам в затруднительных случаях.

Рассказ-объяснение на уроках производственного обучения не должен повторять соответствующий материал специальных предметов; решая практическую задачу, мастеру следует объяснять студентам, как надо выполнять трудовые действия, вооружая их конкретными прикладными знаниями.

Объяснение всегда сопровождается демонстрацией наглядных пособий, разбором технической документации, имеющихся в наличии документов письменного инструктирования – инструкционных и технологических карт, показом трудовых действий. Педагогу необходимо владеть техникой речи. Из основных требований к речи мастера следует выделить следующие:

-Литературная и техническая грамотность;

-Логическая стройность;

-Эмоциональность по форме и содержанию;

-Четкость, ясность произношения, «чистота речи»;

-Умелое владение голосом – тембр, интонация, высота;

-Оптимальная громкость и скорость;

-Умелое использование пауз и смысловых акцентов.

Применение наглядно-демонстрационных методов в производственном обучении определяется общедидактическим принципом обучения – наглядностью в обучении. Данный принцип предполагает изучение учебного материала на основе живого и непосредственного восприятия студентами изучаемых явлений, процессов, способов действий или их изображений.

Наглядность повышает интерес и внимание студентов, содействует глубокому пониманию, основательному осмыслению и прочному усвоению изучаемого материала.

Процесс производственного обучения первоначально начинается с освоения трудовых движений, приемов, операций, их типичных сочетаний. При этом мастер всегда должен иметь в виду, что  все изучаемые приемы, операции, способы работы, правила организации труда для студентов – новое, незнакомое, трудное дело и они особо нуждаются в четком и доходчивом разъяснении. Воспринимая показ, студенты должны не только понять , но и запомнить во всех деталях то, что показывает мастер. Поэтому показ трудовых приемов и способов следует повторять, производить несколько раз подряд.

Полный и точный образ трудового действия в сознании студента возникает не мгновенно. Сначала он запечатлевается в общем виде, а затем постепенно уточняется в деталях. Поэтому мастер должен выполнить показываемые трудовые действия, отдельные составляющие его движения в замедленном темпе, расчленяя прием или целостное действие на отдельные изолированные части, делая паузы между ними. Не все осмысливается и  запоминается в трудовом процессе с одинаковой легкостью и быстротой.

Не все осмысливается и запоминается в трудовом процессе с одинаковой легкостью и быстротой. Труднее воспринимается выполнение различных действий одновременно разными рабочими органами (например, двумя руками, несколькими пальцами), а также моменты перехода от одного трудового движения, приема, действия к последующему, если в обычных условиях нормальной работы  между ними нет перерыва. Необходимо специально выделить и показать эти моменты в ещё более замедленном темпе несколько раз. По совмещенным элементам действия показ производится как в составе целостного трудового процесса, так и расчленено, с обращением внимания студентов на вычлененные элементы. Необходимо выделять и промежуточные характерные элементы в трудовом действии, особенно если оно выполняется одновременно двумя руками. Например, при демонстрации способов перемещения напильника по заготовке или детали по притиру внимание студентов следует фиксировать не только на конечных, но и на промежуточных точках координированного движения рук. Поэтому показ приемов, действий, процессов должен завершаться рабочим темпом и ритмом. Следует широко практиковать попутный контроль восприятия студентами показываемого, повторный показ трудных для восприятия приёмов, побуждать студентов задавать вопросы мастеру, если им что-либо непонятно. Для повышения эффективности большое значение имеет правильное сочетание демонстрации и слова мастера. Показ всегда должен сопровождаться пояснениями.

Планируя использование средств наглядности на уроке, мастеру необходимо прежде всего четко представлять, какую функцию эти средства выполняют в учебном процессе, для чего их применять, какую роль они могут и должны сыграть в решении учебных задач. Нельзя использовать наглядные пособия лишь для того, чтобы насытить уроки наглядностью.

Все средства наглядности, используемые в процессе производственного обучения, условно можно разделить на натуральные (плакаты, приборы, детали, узлы оборудования, образцы материалов, изделий и т.д.) и изобразительные (плакаты, макеты, схемы, диаграммы и т.п.).

Для того, чтобы средства наглядности давали наибольший эффект. При их изготовлении, выборе и подготовке к использованию необходимо соблюдать определенные требования. Натуральные объекты в качестве наглядных пособий следует подготовить или обработать: сделать разрезы, произвести специальную окраску отдельных деталей, вырезать смотровые окна в кожухах, крышках, корпусах, подсветить внутренние полости, установить лампочки-сигнализаторы и т.п. При изготовлении изобразительных наглядных пособий необходимо, чтобы изображения и надписи на них были достаточно крупными, четкими, хорошо наблюдаемыми с любого места в учебной мастерской; наиболее важные изображения и их детали следует выделять специальным окрашиванием. Наглядные пособия не следует перегружать большим количеством изображений и текста, изображаемые на пособии объекты должны быть в естественных положениях с соблюдением масштабных соотношений и пропорций существенных деталей.

Используя наглядные пособия на уроке, следует помнить, что их демонстрация – не цель, а средство достижения цели. Чтобы добиться от студентов полного и точного восприятия наглядных пособий, создания наглядного образа демонстрируемого предмета, явления, процесса, необходимо обучать их умению рассматривать. Путем словесных пояснений и указаний надо помочь студентам выделить в наблюдаемом главное, основное, отвлечься от второстепенного, сравнить, сопоставить, сделать вывод, направить их внимание на наиболее существенные детали объекта наблюдения, объединить их в целостный образ. По возможности следует дать возможность студентам самостоятельно поработать с пособием: включить, выключить, разобрать, собрать, отрегулировать, опробовать в работе, снять показания, сделать замеры, выписать данные и т. п.

Демонстрация наглядных пособий должна органически сочетаться с показом трудовых  приемов, разбором технических требований, технологии выполнения работы и т.п.

Наглядное пособие следует демонстрировать тогда, когда в этом наступила необходимость по времени и по содержанию изучаемого материала;

Не следует перегружать урок демонстрацией наглядных пособий и других средств наглядности;

В процесс  восприятия демонстрируемого объекта вовлекать возможно большее количество анализаторов: зрение, слух, осязание.

Следует обеспечивать условия хорошей видимости демонстрируемого наглядного пособия: место расположения, видимость, четкость изображения;

Действующие динамические пособия необходимо показывать и использовать в действии;

Для демонстрации образцов работ, инструментов, приспособлений и др. целесообразно комплектовать их на специальных тематических щитах, что создает условия для сравнения и обобщения;

Натуральные объекты средних размеров и массы (инструменты, детали, приборы и т.д.) следует использовать как «раздаточный » материал.

При объяснении технологии обработки, сборки, монтажа и т. п. следует широко использовать образцы обработанные (собранные, смонтированные) в последовательности технологических переходов.

Конечно, словесные, наглядно – демонстрационные методы обеспечивают главным образом формирование у студентов ориентировочной основы их предстоящей учебно-производственной деятельности. Производственное обучение – формирование и развитие профессиональных умений и навыков студентов – происходит в процессе применения практических методов, основными из которых являются упражнения – основной метод производственного обучения.

Упражнения как метод производственного обучения должны удовлетворять следующим основным требованиям.

-Упражнения - это не только повторение, но и движение вперед, очередной шаг в овладении профессией.

-Каждое упражнение должно иметь четкую цель: учебную – чему научиться, что освоить, отработать, закрепить, усовершенствовать, развить, чего достигнуть и т. д. и производственную – чего, как и сколько сделать в процессе упражнений. Цели должны сочетаться, причем доведены до студентов и осознаны ими.

-Упражнения выполняются под руководством мастера производственного обучения. Корректировка деятельности студентов в процессе упражнений должна производиться прежде всего с позиций реализации учебной цели.

-Выполняя упражнения, студент должен иметь прочную сознательную ориентировочную основу своих действий, четко знать, что, как и почему именно так надо выполнять учебно-производственные работы.

-Высокая эффективность упражнений обеспечивается наличием интереса и позитивной мотивацией учебно-производственной деятельности студентов.

-В процессе выполнения упражнений студенты должны иметь четкие ориентиры для контроля и самоконтроля хода и результатов своих действий (зрительный образ действия, рабочий чертеж, эталон, технические требования, сигнал тренажера и т.д.).

-На каждом этапе выполнения упражнения студент должен четко представлять, каких результатов он добился.

Для того чтобы студент овладел профессиональной работой так, как ею владеет квалифицированный рабочий, специалист, необходимо не только вооружить его различными умениями и навыками, но и обогатить и конкретизировать его знания, научить применять их на практике, развить ряд профессионально важных психофизиологических качеств: глазомер, скорость, координированность, быстроту мышления, чувство времени и т. п.

При помощи упражнений решаются разнообразные по своему характеру и степени сложности задачи, причем в зависимости от места темы в программе и ее содержания одни задачи выступают на первый план, другие приобретают вспомогательное значение, а некоторые могут и вовсе отсутствовать.

Классификация упражнений на основе их содержания и с учетом времени выполнения подтверждает дидактическое утверждение о том, что упражнения являются основным методом производственного обучения. Весь процесс производственного обучения – это последовательная цепь постепенно и постоянно усложняющихся упражнений.

Успешность выполнения упражнений в решающей степени зависит от руководства ими со стороны мастера производственного обучения. Применительно к упражнениям по освоению трудовых операций и видов работ цели такого руководства можно сформулировать так:

Добиваться, чтобы студенты выполняли трудовые действия с наименьшим количеством ошибок;

Добиваться, чтобы ошибки и недостатки студентов устранялись настойчиво и до конца, нельзя допускать, чтобы неправильные действия закрепились;

Обеспечить такой процесс проведения упражнений, чтобы студенты постоянно продвигались вперед из урока в урок в освоении профессии – это один из основных признаков упражнений, как метода обучения.

Очень трудно, а порой невозможно наверстывать упущенное впоследствии, когда перед мастером встанут новые задачи технико-технологического характера, вольно или невольно отвлекающие его отрешения задач собственно производственного обучения. Именно на этапе освоения студентами основ профессии должно проявляться истинно педагогическое мастерство мастера производственного обучения.

Педагог, мастер производственного обучения,  вооружая студентов знаниями, умениями, навыками, должен последовательно подводить их к все более усложняющимся задачам, регулировать ход учебного процесса таким образом, чтобы трудность познавательных в учебно-производственных задач в каждый момент соответствовала возможностям студента. Очень важно чтобы познавательные и учебно-производственные трудности процесса обучения были содержательными, осознавались студентами, а  преодоление их было реальной необходимостью.

Успеха в производственном обучении добиваются те мастера производственного обучения, которые понимают трудности в работе студентов и главную задачу видят не столько в исправлении допущенных ошибок, сколько в их предупреждении. Важно учитывать не только результат, но и сам процесс работы студентов. Это дает возможность своевременно выявить затруднения студентов. Определить, верным ли путем идет студент к усвоению, своевременно помочь ему, а то и просто ободрить и подбодрить его. Осуществлять контроль следует так, чтобы он постепенно и неуклонно приучал студентов к  регулярному и эффективному самоконтролю как процесса, так и конечных результатов труда. В процессе контроля нужно как можно чаще ставить студентов в условия, требующие самостоятельного применения знаний и умений в новых условиях, самостоятельного решения новых учебно-производственных задач. Чем более способен студент, тем больше его способности, тем строже с него можно и нужно спрашивать. Никогда не следует зачислять студента в разряд «неспособных» и «безнадежных».


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Новое на сайте

Популярные конкурсы

Популярные методики

Последние новости


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Информационно-методическое объединение педагогов "Эволюция", 2013-2017
Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС77-63612
Все дипломы соответствуют требованиям ФГОС и аттестации педагогических работников