hosting menu left
hosting menu right

top of hosting header
ИМОП Эволюция
ИМОП Эволюция Для педагогов
  • Конкурсы
  • Публикации в СМИ
  • Сертификация сайта
  • Международные дипломы
  • Обмен опытом
  • Пополнение портфолио
ИМОП Эволюция Для учащихся
  • Конкурсы
  • Олимпиады
  • Международные дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Твоческие задания
  • Призы победителям
ИМОП Эволюция Для дошкольников
  • Творческие конкурсы
  • Яркие дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Веселые задания
  • Саморазвитие
  • Призы победителям


bottom of hosting header
website hosting main area top

Сообщения с форума

Тема: В очередной раз поднята т...
Сообщение:
Написал: Зинаида
22 Ноябрь 2018, 16:41:01
Тема: Льгота мотивирующая учить...
Сообщение:
Написал: Зинаида
13 Июль 2018, 14:53:23

Конкурс рисунков

«Живая классика»

Конкурс юных чтецов «Живая классика»

Мы в Контакте Мы в Одноклассниках Мы в Facebook Мы в Twitter
Министерство образования и науки РФ
Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности

Дошкольное детство - не только уникальный возрастной период, это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, действиями. Каждый дошкольник - маленький исследователь. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности. Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы. Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное, становится близким и понятным ранее недоступное.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.  Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, ри­сунках, рассказах, и разнообразных  видах творческой деятельности.

Развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка, чем сведения, полученные репродуктивным путем.

По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.


Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, а умение и навыки, полученные в элементарных исследованиях, затем легко переносятся во все другие виды деятельности. Сегодня в детском саду используются разнообразные формы образовательной работы с детьми, основой которых являются поиск, экспериментирование, опыты. Склонность  к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности. На этом этапе активность в процессе деятельности полностью идёт от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, который самостоятельно строит свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения. Ребёнок может услышать и запомнить, а может понаблюдать, сравнить, спросить, высказать предположения. Дошкольники начинают понимать причинно-следственные связи, осваивают приёмы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать. Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка её истинности. Таким образом, у них формируется мыслительная деятельность. Организуя любую работу с детьми, надо стараться, чтобы они были не только слушателями  и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, необходимо научить их обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной. Не надо стараться уберечь дошкольников от ошибок, от заведомо неверных действий. Пусть сами поймут, что сделали неверно, и поищут другой путь.

В ходе  нашей практической деятельности  были найдены наиболее оптимальные формы организации исследовательской деятельности с дошкольниками:

  • Занятия – экспериментирования.
  • Работа в мини-лабораториях.
  • Организация мини-музеев в группах.
  • Проектные дни в детском саду.
  • Просмотр мультимедийных проектов.
  • Презентации проектов.
  • Издательская деятельность: выпуск газет, создание книжек.

При проектировании  ориентировались на зону актуального и ближайшего развития воспитанников, так как проектирование нацелено на применение имеющихся умений и на приобретение новых. Использовалась следующая классификация тем: живая природа, неживая природа, физические явления, техника, человек, рукотворный мир, из которых были выбраны наиболее интересные темы для исследований.

Нами был определен  популярный и доступный метод исследования – наблюдение. Почему ребёнок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

Для развития наблюдательности и внимания воспитанников мы проводим следующие игры и игровые упражнения:

«Волшебный мешочек»  (В мешочке находятся различные знакомые предметы.  Необходимо назвать их по памяти.)

«Найди отличия» (Необходимо найти отличие  на 2-х картинках, найти отличие на ощупь, найти отличие на слух и т.д. и отметить их),

«Найди пары» (Необходимо найти пару обуви, перчаток, одинаковые геометрические фигуры)

«Что художник нарисовал неправильно?» (Детям предлагается рассмотреть рисунки, нарисованные художником, найти ошибки и исправить их)»

«Найди лишнюю картинку» (Предлагается детям рассмотреть серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.) и т. п.                                                                           Часто организовываем и проводим наблюдения на прогулке (отмечаем сезонные изменения в живой и неживой природе, погодные явления); в живом уголке (здесь воспитанники наблюдают за  развитием и ростом  комнатных растений и  в «дневниках наблюдений» фиксируют изменения).                           Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе,  добиваться результатов деятельности, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов. Мы классифицируем эксперименты по разным принципам:

- по характеру объектов,  по месту проведения опытов, по количеству детей, по причине их проведения, по характеру включения в образовательный процесс, по продолжительности, по количеству наблюдений за одним и тем же объектом, по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

- по характеру мыслительных операций, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат).

Например, предлагается решение экспериментальных задач:

Что можно сделать из куска бумаги?

Что будет, если все станут выше ростом?

На какое животное похожа темнеющая туча? И т. п.

Но самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Например,  проводим следующие эксперименты:

  • Наши органы чувств: с закрытыми глазами дети определяют предметы на ощупь, по запаху, на вкус и т.п.
  • Свойства воды: прозрачность, вкус, запах, три физических состояния, текучесть и т.д.
  • Свойства песка и глины.
  • Смешивание красок, получение новых цветов и оттенков.
  • Свойства бумаги, её виды.
  • Магнит и его свойства.
  • Что нужно растению для жизни.
  • Наблюдение за этапами развития растения.
  • Наблюдение за сезонными изменениями в природе, фиксирование в календаре природы.
  • Один или вместе (предложить сравнить качество и быстроту уборки одного человека или группы детей)
  • Умение владеть собой (способы улучшения настроения себе и другим).

Развивая познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности, мы активно используем элементы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. ОТСМ (Общая Теория Сильного Мышления) и технология ТРИЗ-РТВ (теория решения изобретательных задач и развитие творческого воображения) являются хорошим инструментом для развития интеллектуальных способностей детей. Очень полюбился нашим детям метод коллективного решения задач, как «Мозговой штурм», который способствует развитию фантазии, воображения и раскрепощения сознания детей. Есть огромный интерес у детей  к   упражнению на развитие системного логического мышления как «Системный оператор», который позволяет узнать прошлое, настоящее, будущее любых предметов и явлений. Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.  В своей работе использую такой метод как «Морфологический анализ», который позволяет формировать у детей умения создавать новые объекты с помощью их объединения или комбинирования отдельных признаков. В процессе такой работы главной целью является – развитие воображение и творческих проявлений ребенка.

Таким образом, можно  отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают у детей любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.            Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.  В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формируется познавательная активность воспитанников.

 

Литература:

1. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

2. Под ред. И.Н. Тоболкиной, Т.Б. Черепановой. – Томск, Томский ЦНТИ. Развитие одаренности детей в дошкольном возрасте. Сборник научно-методических разработок, 2006. – 216 с.

3. Савенков, А.И. Одаренный ребенок дома и в школе.

Екатеринбург: У- Фактория, 2004. – 272 с.

4. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников. Дошкольная педагогика. - 2010. - №1. - с. 7-8

5. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Новое на сайте

Популярные конкурсы

Популярные методики

Последние новости


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Информационно-методическое объединение педагогов "Эволюция", 2013-2017
Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС77-63612
Все дипломы соответствуют требованиям ФГОС и аттестации педагогических работников