Меню
Сообщения с форума
Ребенок как субъект специфически детских видов деятельности |
Ребенок как субъект специфически детских видов деятельности
Ребёнок развивается в деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она для него значима, тем успешнее идет его развитие. Но развивает не столько деятельность, сколько та позиция, которую ребенок занимает в ней. Чаще всего ребёнок выступает объектом деятельности, когда во взаимодействии с ним педагоги используют готовые ответы и решения, где ребенок только запоминает, а не размышляет, сравнивает, наблюдает, высказывает предположение, отвечая на вопросы: «Почему?», «Как сделать?», «Как ты думаешь?», «Что нужно?» Наша задача организовать работу с детьми так, чтобы ребёнок был не объектом деятельности педагога, а субъектом разнообразных видов детской деятельности. Марией Вадимовной Крулехт профессором, доктором доктор педагогических наук, разработана педагогическая технология целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта специфически детских видов деятельности. В её основу заложена модель субъект – субъектного взаимодействия педагога с детьми, позволяющая педагогу творчески использовать весь арсенал педагогических приёмов для постановки ребёнка в позицию субъекта детской деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей и уровня развития. Сущность данной технологии состоит из четырёх аспектов: 1. Конструирование в детском саду единого процесса социализации, при котором дети в игре или в других видах детской деятельности приобретают первые социальные ориентировки, азы социальной компетенции (умение доводить работу до конца, умение сосредотачиваться на своей деятельности, умение слушать, вступать в обсуждение, задавать вопросы и т. д.) 2. Раскрытие индивидуальности каждого воспитанника (осознание ребёнком своих способностей, раскрытие творческого потенциала, его первых проявлений, позволяющей ребёнку осознать своё «Я», свои способности, выразить себя в детской деятельности, проявить самостоятельность, инициативность, творчество). 3. Тесное сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями. 4. Создание педагогических условий для освоения детьми позиции субъекта разнообразных видов детской деятельности; Основные составляющие технологии целостного развития ребёнка-дошкольника: • Построение субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми. • Включение в воспитательно-образовательный процесс наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности, они определены во ФГОС. Технология предлагает эффективные приёмы развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта: - Использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу. Задача детей: разъяснить, научить, убедить игрового персонажа - Д/И, в которых решение дидактической задачи связано с поиском: «Найди лишний предмет», «Узнай по описанию», «Назови одним словом». - Моделирование ситуации: проблемная ситуация организуется таким образом, чтобы ребёнок мог сам поставить цель деятельности и мотивировать её необходимость, предложить пути решения, выполнить деятельность, получив результат. Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Маршрут формирования субъектной позиции дошкольника. Дидактическая игра «поможем кукле Тане»
|