hosting menu left
hosting menu right

top of hosting header
ИМОП Эволюция
ИМОП Эволюция Для педагогов
  • Конкурсы
  • Публикации в СМИ
  • Сертификация сайта
  • Международные дипломы
  • Обмен опытом
  • Пополнение портфолио
ИМОП Эволюция Для учащихся
  • Конкурсы
  • Олимпиады
  • Международные дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Твоческие задания
  • Призы победителям
ИМОП Эволюция Для дошкольников
  • Творческие конкурсы
  • Яркие дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Веселые задания
  • Саморазвитие
  • Призы победителям


bottom of hosting header
website hosting main area top

Сообщения с форума

Тема: Очень нужна помощь педаго...
Сообщение:
Написал: Пасхина Екатерина
07 Декабрь 2017, 15:54:27
Тема: Давайте знакомиться
Сообщение:
Написал: Пасхина Екатерина
07 Декабрь 2017, 15:51:59
Тема: очень нужен совет професс...
Сообщение:
Написал: Пасхина Екатерина
07 Декабрь 2017, 15:49:06

Конкурс рисунков

«Живая классика»

Конкурс юных чтецов «Живая классика»

Мы в Контакте Мы в Одноклассниках Мы в Facebook Мы в Twitter
Министерство образования и науки РФ
Рабочая программа профессиональной дисциплины «Хоровое сольфеджио» для специальности Вокальное искусство

ВВЕДЕНИЕ 

Цель и задачи изучения дисциплины

 

Учебная дисциплина «Хоровое сольфеджио» является частью профессионального модуля «ПМ.03 Организационная деятельность» вариативной части циклов программы подготовки специалистов среднего звена. Рабочая программа по данной дисциплине составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.04 Вокальное искусство.

Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины:

максимальная учебная студента – 108 часов, включая:

аудиторные занятия – 72 часа,

самостоятельная учебная нагрузка студента – 36 часов.

Время изучения дисциплины – I-IV семестры.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.

Целью изучения дисциплины:

всестороннее развитие и воспитание грамотного и профессионального слуха, исполнительских навыков, изучение примеров из хоровой литературы различных стилей, понимание морфологии музыкального языка партитуры.

В задачи предмета входит:

– изучение двух, трех, четырехголосных примеров из нотной литературы различных эпох;

– чистое и беглое интонирование;

– развитие у учащихся эстетического восприятия музыкального материала;

– раскрытие их творческого потенциала.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Результатом освоения междисциплинарного курса является овладение следующими общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиям

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

интонационно чисто и ритмически правильно сольфеджировать с листа 2-х, 3-х-,4-хголосные построения,

читать с листа свою партию средней сложности в хоровом произведении;

исполнять любую партию в предложенном хоровом произведении;

работать в составе хоровой партии в различных хоровых коллективах;

пользоваться специальной литературой.

знать:

формы развития музыкального слуха: интонационные упражнения, сольфеджирование;

профессиональную терминологию;

основы функциональной гармонии;

репертуар средней сложности, включающий народные песни, хоралы, церковные песнопения a capella и с сопровождением.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И ОТЧЕТНОСТИ

Виды учебной работы

(методы организации и реализации образовательного процесса)

Эффективность усвоения студентами учебного материала обеспечивается использованием в учебном процессе следующих методов:

- методы, направленные на теоретическую подготовку, приобретение новых знаний: словесные (объяснение, рассказ, беседа), наглядные (демонстрация, наблюдение), самостоятельная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником), консультация;

- методы, направленные на практическую подготовку (воспроизводящие и творческие), мотивирующие обучающихся к инициативному и творческому освоению учебного материала: решение учебно-практических задач, анализ гармонии музыкальных произведений (фрагментов), игра упражнений на фортепиано, гармонических построений по предложенной схеме или мелодической линии голоса в фактуре, стиле, жанре;

- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков: повседневное наблюдение за работой учащихся.

Действенность методов обучения обусловлена их направленностью на развитие как аналитической (сравнения и обобщения, развитие логического мышления), так и эмоциональной сторон (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления) обучающихся.

Предложенные методы работы в рамках профессиональной программы основаны на проверенных методиках и многолетнем опыте и являются наиболее продуктивными при организации учебного процесса.

Рекомендации

по использованию методов организации и реализации образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и

практической подготовки

Рекомендуется использовать следующие типы лекций: вводную, мотивационную (способствующую проявлению интереса к осваиваемой дисциплине), интегрирующую (дающую общий теоретический анализ предшествующего материала), установочную (направляющую студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы) и др.

Содержание и структура лекционного материала должны быть содержательными в научном отношении, направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соответствовать выбранным преподавателем методам контроля.

Самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа студента представляет собой обязательную часть основной образовательной программы (выражаемую в часах), выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Целью самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, общими и профессиональными компетенциями, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов предполагает многообразные виды индивидуальной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное внеаудиторное время. Самостоятельная работа может выполняться в учебных классах, домашних условиях. Самостоятельная работа студентов подкрепляется учебно-методическим обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, аудио и видео-материал.

Содержание курса и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля

Программный минимум

I семестр

1. «Народные песни Дона» (сост.Т.Шишкова) по выбору педагога;

2.Русская народная песня «Ты не стой колодец», обр. А. Лядова;

3.Шуточный кант «Два каплуна хоробруна» 18 в.;

4. Русский старинный кант «Бедные птицы»;

5. Мартини Дж. «Эхо»;

6. Моцарт В. «Азбука» (хоровая шутка);

7. Брамс И. « Колыбельная», обр. Э. Ходош;

8. Касьянов А. «Русская песня»;

9. муз. А. Петрова, сл. Ю. Друниной «На кургане»;

10. муз. Л.П. Кирюкова, сл. С. Пронина «Расцветай, Мордовия моя!»

II семестр

1. Свиридов Г. Курские песни. «Ты воспой, жавороночек»

2. Чесноков П.ор.9 №№5,18,22,26,29,30;

3. Палестрина Дж.. Мотет «Adoramus»;

4. Бах И.С. «Страсти по Иоанну». Хоралы №№ 9,27;

5.Кант «Пастушки в вечер на лугу» (аноним 18 в.);

6. Дубянский Ф.М. «Стонет сизый голубочек»;

7. Русская народная песня «Посею лебеду на берегу», обр. Новикова А.;

8. Глюк К.В.опера « Орфей и Эвридика», хор «Звуки манящие»;

9. Перселл Г. Опера «Дидона и Эней»:

«Союз двух царей»

«Горе прочь - растает лед»

«Светлый хор облаков»

«В желтом песке солнечный свет»

10. мордовская народная песня «Келу», обработка Г.И. Сураева-Королева

III семестр

  1. «Благослови душе моя Господа»;

2. «Всего-то навсего» (монахиня Иулиания)

3. М. Парцхаладзе. Плачут свечи;

4. Польская народная песня «Речка», обр. Вл. Соколова;

5. А.С. Даргомыжский. «Ванька-Танька»;

6. Dona nobis pacem (гимн);

7. Шостакович Д. Фуга g-moll (экспозиция);

8. Каччини Дж. «Ave Maria»;

9. Л.П. Кирюков «Яксень паксяв» (1 раздел);

10. Н.В. Кошелева «Алянеке минь».

IV семестр

  1. И.С. Бах «Сердце молчи».
  2. Херувимская (знаменный распев), гармонизация И. Денисовой;
  3. Р.н.п. «Сронила колечко», обработка Б. Ляшко;
  4. П. Чесноков. Тебе поем № 6;
  5. «Вьюн над водой», обработка мон. Иулиании;
  6. Муз. К.Молчанова, сл. К.Симонова «Жди меня» (из оперы «Зори здесь тихие»)
  7. Г. Свиридов, сл. С. Есенина «Ты запой мне ту песню»;
  8. Г. Вдовин Хор «Победа» из оперы «В шесть часов вечера после войны»
  9. С. Терханов «Колыбельная», переложение для женского состава Н. Родиной.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Для оценки полноты и прочности знаний учащихся, их умения применять полученные знания на практике осуществляются следующие формы контроля: текущий и промежуточная аттестация. Все формы и методы контроля направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования компетенций.

Могут быть использованы следующие формы и методы текущего контроля:

- внутриурочные (ежеурочный контроль) – устный опрос, систематическая проверка домашнего задания;

- внутрисеместровые (промежуточный контроль) –

самостоятельные работы по материалу небольшого объема, тестирование.

Контрольные работы должны завершать I, II, III семестры.

Дифференцированный зачет, как обязательная форма контроля по предмету проводится в конце IV семестра;

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения итоговых контрольных прослушиваний. Произведения исполняются а capella и с сопровождением. По окончании каждого семестра по предмету «Хоровое сольфеджио» преподавателем выставляется итоговая оценка успеваемости ученика на основании оценок текущего учета знаний. По завершении изучения предмета по итогам аттестации – зачета обучающимся выставляется оценка, которая заносится в диплом.

Итоговая оценка контроля качества изучения дисциплины учитывает все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень готовности выпускников к профессиональной деятельности.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

определение типа и вида хора, особенностей партитуры, возможных трудностей текста;

– оценка учебного диалога

умение ориентироваться в нотном тексте

– экспертная оценка выполнения самостоятельной работы

сольфеджирование нотного материала

– экспертная оценка самостоятельной работы

умение петь в коллективе

– оценка прослушивания

выполнение вокально-хорового анализа примеров

– оценка учебного диалога

слышание и анализ гармонических и интервальных цепочек

– оценка учебного диалога

демонстрировать навыки выполнения различных форм развития музыкального слуха в соответствии с программными требованиями

– оценка индивидуальных устных ответов;

Усвоенные знания:

формы развития музыкального слуха: интонационные упражнения, сольфеджирование, слуховой анализ

– оценка индивидуальных устных ответов;

особенности ладовых систем

– оценка индивидуальных устных ответов;

– оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы;

– прослушивание

основы функциональной гармонии

– оценка устных ответов;

Требования к зачету:

1.Исполнение 3-х-4-х голосного отрывка из музыкальной литературы;

2.Пение гармонической последовательности (вертикали и горизонтали).

Критерии оценки:

Успеваемость студентов определяется следующими оценками: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

Оценка «отлично»:

– чистое интонирование, свободное чтение материала различной степени сложности;

– допускаются один-два недочета, которые студент сам исправляет по замечанию преподавателя.

Оценка «хорошо»:

– твердо усвоен основной материал, продемонстрировано знание рекомендованной литературы; ответы удовлетворяют требованиям, установленным для оценки «отлично», но при этом допускается одна негрубая ошибка; воспроизведение требуемого материала с несущественными ошибками.

Оценка «удовлетворительно»:

– учащийся не может ориентироваться в нотном материале, сбивается при пении, фальшиво интонирует.

Оценка «неудовлетворительно»:

– отказ от ответа; отсутствие минимальных знаний и компетенций по дисциплине; практические навыки отсутствуют; студент не способен исправить ошибки даже с помощью рекомендаций преподавателя.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины

Реализация учебной дисциплины ПМ.03 Хоровое сольфеджио проходит в соответствии с графиком учебного процесса и обеспечивается учебно-методической документацией: ФГОС СПО по специальности 53.02.04 Вокальное искусство, примерным учебным планом ФГОС СПО специальностей, учебным планом, разработанным училищем, данной рабочей программой дисциплины «Хоровое сольфеджио», а также методическими разработками преподавателей по отдельным аспектам освоения курса.

Информационное обеспечение курса обеспечивается доступом каждого обучающегося:

– к библиотечному фонду, укомплектованному печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по курсу;

– к фонду фонотеки, укомплектованному аудиозаписями по курсу;

– во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация ПМ.03 Хоровое сольфеджио требует наличия:

– учебной аудитории для групповых занятий, оснащенной мебелью, роялем или пианино;

– библиотеки;

– помещения для работы со специализированными материалами и их хранения(фонотека, видеотека).

Технические средства обучения: музыкальный центр, телевизор, DVD-проигрыватель, аудиозаписи и видеозаписи.

Методические рекомендации преподавателям

Находясь в тесной связи с предметами теоретического цикла (элементарной теорией музыки, музыкальной литературой), «Хоровое сольфеджио» не только расширяет кругозор учащихся, но и способствует более глубокому усвоению теоретических знаний.

Предмет «Хоровое сольфеджио» является важным составляющим компонентом профессиональной подготовки вокалистов. Опыт и навыки, приобретенные в ходе прохождения курса, необходимы для дальнейшего практического применения их на оперной сцене, в хоровых коллективах, а так же в вокальных ансамблях.

Основными формами работы в курсе «Хорового сольфеджио» являются интонирование и вокально-хоровой анализ. Сольфеджирование - важная форма работы, которая включает в себя ансамблевое пение с листа, пение подготовленного дома несложного материала с текстом и без текста, упражнения.

Основная форма работы сопровождается пением гамм, интервалов, аккордов, различных аккордовых последовательностей.

Перед сольфеджированием необходима ладотональная настройка. В работе по предмету нужно добиваться беглого чтения с листа в условиях ансамблевого пения.

Необходимо включать методически важные приемы и упражнения, развивающие музыкальные способности вокалистов (слух, память, ритм).

В работе педагогу надо использовать упражнения, помогающие учащимся преодолевать преобладание мелодического слуха над гармоническим, которое присутствует в самой системе обучения одноголосному пению.

В качестве самостоятельной работы студентам следует рекомендовать использование дополнительной хоровой литературы для сольфеджирования и вокально-хорового анализа композиторов XVIII-XX вв..

Совершенно необходимо в качестве 3-х-4-хголосных примеров использовать материал из художественной литературы - вокальные трио, квартеты, несложные хоровые партитуры без сопровождения и с сопровождением. При ансамблевом пении нужно внимательно следить за качеством пения (чистотой интонации, строя, свободным дыханием и т.д.).         Помимо интонационно – ритмической точности, следует добиваться от учащихся художественной осмысленности исполняемого произведения. Важнейшим упражнением для развития гармонического слуха является как пение отдельных аккордов, так и однотональных аккордовых последовательностей.

Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов

Существенным моментом является обращение к вокально-хоровому анализу изучаемого произведения. Учащийся должен уметь определить состав исполнителей, тип и вид хора. Учащемуся необходимо изучить вокальные характеристики хоровых партий, выявить интонационные трудности, сделать интервальный анализ мелодии. Для более глубокого анализа вокалист должен ознакомиться с содержанием текста произведения, а так же определить цезуры в связи с фразировкой и поэтическим текстом.

Анализируя хоровую партитуру, учащийся должен изучить, как соотносятся партии между собой (тесситурно, динамически и т.д.)

Студент должен самостоятельно учить нотный материал, добиваясь чистоты интонирования. Учащемуся необходимо владеть любым голосом в трехголосном (или четырехголосном) примере.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

(перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной

литературы, интернет-ресурсов)

Основная литература:

1. Агажанов А.П. Курс сольфеджио. Двухголосие (диатоника, хроматика и модуляция). Учебное пособие. 2-е изд.- Планета музыки, 2013.

2. Александрова Н.А. Вокальный краткий словарь терминов и понятий. – СПб.: Планета музыки. 2015 г.

3. Бах И.С. Избранные духовные песни, арии, хоралы – М.: Музыка, 2013.

4. Вишнякова Т.П., Соколова Т.В. Хрестоматия по практике работы с хором. Произведения для женского и смешанного хоров. 1-е изд. – Планета музыки, 2012

5. Вишнякова Т.П., Соколова Т.В. Хрестоматия по практике работы с хором. Произведения для хора в сопровождении фортепиано.– Планета музыки, 2014

6. Вишнякова Т.П., Соколова Т.В. Хрестоматия по практике работы с хором. Произведения для хора a cappella с солистом. Учебное пособие. 1-е изд 2015

7. Вишнякова Т.П., Соколова Т.В. Произведения для женского хора a capрella: Учебное пособие. 2-е изд. 2015

8. Ж.-Л. Дюпре Искусство пения. Полный курс: теория и практика, включающая сольфеджио, вокализы и мелодические этюды. Учебное пособие. 1-е изд. 2014

9. Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания. Учебное пособие. – СПб.: Планета музыки. 2014 г.

10.Плужников К.И. Вокальное искусство. Учебное пособие. 1-е изд. – СПб.: Планета музыки. 2013 г.

11. Сафронова О.Л. Распевки. Хрестоматия для вокалистов. Учебное пособие. 3-е изд., - Планета музыки, 2014.

12. Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. Учебное пособие. 1-е изд. – Планета музыки, 2014.

13. Чесноков П. Хор и управление им. – Планета музыки, 2015.

14. Шульгин Д. Пособие по слуховому гармоническому сольфеджио – М.,1991.

Дополнительная литература

1. Абдуллина Г. Систематический курс занятий по сольфеджио. – СПб.: Композитор, 2004.

2. Блюм Д. Гармоническое сольфеджио – М.,1990.

3. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Двухголосие. – М.,1978.

4. Красотина Е., Рюмина К., Левит Ю. Хрестоматия по дирижированию хором. Вып.1 – М.,1967 (вып.1)

5. Лицвенко И. Курс многоголосного сольфеджио вып.1. – М.,1971.

6. Народные песни Дона, сост. Т.Шишкова – Ростов-на-Дону,1996.

7. Полтавцев И., Светозарова М. Курс чтения хоровых партитур - М.,1958.

8. Рукавишников В., Слетов В., Хвостенко В. Сольфеджио 3-х голосие – М., 1954

9. Сборник для детского или женского хора. Вып.1. – М., 2000.

10. Способин И. Сольфеджио II ч. Трехголосие. – М., 1960.

11. Церковные хоры без сопровождения II ч. – Л.,1915.

 

Новое на сайте

Популярные конкурсы

Популярные методики

Последние новости


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Информационно-методическое объединение педагогов "Эволюция", 2013-2017
Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС77-63612
Все дипломы соответствуют требованиям ФГОС и аттестации педагогических работников