Меню
Сообщения с форума
Рабочая программа профессиональной дисциплины «Хоровое сольфеджио» для специальности Вокальное искусство |
ВВЕДЕНИЕ Цель и задачи изучения дисциплины
Учебная дисциплина «Хоровое сольфеджио» является частью профессионального модуля «ПМ.03 Организационная деятельность» вариативной части циклов программы подготовки специалистов среднего звена. Рабочая программа по данной дисциплине составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.04 Вокальное искусство. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины: максимальная учебная студента – 108 часов, включая: аудиторные занятия – 72 часа, самостоятельная учебная нагрузка студента – 36 часов. Время изучения дисциплины – I-IV семестры. Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая. Целью изучения дисциплины: всестороннее развитие и воспитание грамотного и профессионального слуха, исполнительских навыков, изучение примеров из хоровой литературы различных стилей, понимание морфологии музыкального языка партитуры. В задачи предмета входит: – изучение двух, трех, четырехголосных примеров из нотной литературы различных эпох; – чистое и беглое интонирование; – развитие у учащихся эстетического восприятия музыкального материала; – раскрытие их творческого потенциала. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Результатом освоения междисциплинарного курса является овладение следующими общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиям ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений. ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности. ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: уметь: интонационно чисто и ритмически правильно сольфеджировать с листа 2-х, 3-х-,4-хголосные построения, читать с листа свою партию средней сложности в хоровом произведении; исполнять любую партию в предложенном хоровом произведении; работать в составе хоровой партии в различных хоровых коллективах; пользоваться специальной литературой. знать: формы развития музыкального слуха: интонационные упражнения, сольфеджирование; профессиональную терминологию; основы функциональной гармонии; репертуар средней сложности, включающий народные песни, хоралы, церковные песнопения a capella и с сопровождением.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И ОТЧЕТНОСТИ Виды учебной работы (методы организации и реализации образовательного процесса) Эффективность усвоения студентами учебного материала обеспечивается использованием в учебном процессе следующих методов: - методы, направленные на теоретическую подготовку, приобретение новых знаний: словесные (объяснение, рассказ, беседа), наглядные (демонстрация, наблюдение), самостоятельная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником), консультация; - методы, направленные на практическую подготовку (воспроизводящие и творческие), мотивирующие обучающихся к инициативному и творческому освоению учебного материала: решение учебно-практических задач, анализ гармонии музыкальных произведений (фрагментов), игра упражнений на фортепиано, гармонических построений по предложенной схеме или мелодической линии голоса в фактуре, стиле, жанре; - методы проверки и оценки знаний, умений и навыков: повседневное наблюдение за работой учащихся. Действенность методов обучения обусловлена их направленностью на развитие как аналитической (сравнения и обобщения, развитие логического мышления), так и эмоциональной сторон (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления) обучающихся. Предложенные методы работы в рамках профессиональной программы основаны на проверенных методиках и многолетнем опыте и являются наиболее продуктивными при организации учебного процесса. Рекомендации по использованию методов организации и реализации образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки Рекомендуется использовать следующие типы лекций: вводную, мотивационную (способствующую проявлению интереса к осваиваемой дисциплине), интегрирующую (дающую общий теоретический анализ предшествующего материала), установочную (направляющую студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы) и др. Содержание и структура лекционного материала должны быть содержательными в научном отношении, направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соответствовать выбранным преподавателем методам контроля. Самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа студента представляет собой обязательную часть основной образовательной программы (выражаемую в часах), выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Целью самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, общими и профессиональными компетенциями, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов предполагает многообразные виды индивидуальной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное внеаудиторное время. Самостоятельная работа может выполняться в учебных классах, домашних условиях. Самостоятельная работа студентов подкрепляется учебно-методическим обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, аудио и видео-материал. Содержание курса и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля Программный минимум I семестр 1. «Народные песни Дона» (сост.Т.Шишкова) по выбору педагога; 2.Русская народная песня «Ты не стой колодец», обр. А. Лядова; 3.Шуточный кант «Два каплуна хоробруна» 18 в.; 4. Русский старинный кант «Бедные птицы»; 5. Мартини Дж. «Эхо»; 6. Моцарт В. «Азбука» (хоровая шутка); 7. Брамс И. « Колыбельная», обр. Э. Ходош; 8. Касьянов А. «Русская песня»; 9. муз. А. Петрова, сл. Ю. Друниной «На кургане»; 10. муз. Л.П. Кирюкова, сл. С. Пронина «Расцветай, Мордовия моя!» II семестр 1. Свиридов Г. Курские песни. «Ты воспой, жавороночек» 2. Чесноков П.ор.9 №№5,18,22,26,29,30; 3. Палестрина Дж.. Мотет «Adoramus»; 4. Бах И.С. «Страсти по Иоанну». Хоралы №№ 9,27; 5.Кант «Пастушки в вечер на лугу» (аноним 18 в.); 6. Дубянский Ф.М. «Стонет сизый голубочек»; 7. Русская народная песня «Посею лебеду на берегу», обр. Новикова А.; 8. Глюк К.В.опера « Орфей и Эвридика», хор «Звуки манящие»; 9. Перселл Г. Опера «Дидона и Эней»: «Союз двух царей» «Горе прочь - растает лед» «Светлый хор облаков» «В желтом песке солнечный свет» 10. мордовская народная песня «Келу», обработка Г.И. Сураева-Королева III семестр
2. «Всего-то навсего» (монахиня Иулиания) 3. М. Парцхаладзе. Плачут свечи; 4. Польская народная песня «Речка», обр. Вл. Соколова; 5. А.С. Даргомыжский. «Ванька-Танька»; 6. Dona nobis pacem (гимн); 7. Шостакович Д. Фуга g-moll (экспозиция); 8. Каччини Дж. «Ave Maria»; 9. Л.П. Кирюков «Яксень паксяв» (1 раздел); 10. Н.В. Кошелева «Алянеке минь». IV семестр
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Для оценки полноты и прочности знаний учащихся, их умения применять полученные знания на практике осуществляются следующие формы контроля: текущий и промежуточная аттестация. Все формы и методы контроля направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования компетенций. Могут быть использованы следующие формы и методы текущего контроля: - внутриурочные (ежеурочный контроль) – устный опрос, систематическая проверка домашнего задания; - внутрисеместровые (промежуточный контроль) – самостоятельные работы по материалу небольшого объема, тестирование. Контрольные работы должны завершать I, II, III семестры. Дифференцированный зачет, как обязательная форма контроля по предмету проводится в конце IV семестра; Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения итоговых контрольных прослушиваний. Произведения исполняются а capella и с сопровождением. По окончании каждого семестра по предмету «Хоровое сольфеджио» преподавателем выставляется итоговая оценка успеваемости ученика на основании оценок текущего учета знаний. По завершении изучения предмета по итогам аттестации – зачета обучающимся выставляется оценка, которая заносится в диплом. Итоговая оценка контроля качества изучения дисциплины учитывает все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень готовности выпускников к профессиональной деятельности. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Освоенные умения: определение типа и вида хора, особенностей партитуры, возможных трудностей текста; – оценка учебного диалога умение ориентироваться в нотном тексте – экспертная оценка выполнения самостоятельной работы сольфеджирование нотного материала – экспертная оценка самостоятельной работы умение петь в коллективе – оценка прослушивания выполнение вокально-хорового анализа примеров – оценка учебного диалога слышание и анализ гармонических и интервальных цепочек – оценка учебного диалога демонстрировать навыки выполнения различных форм развития музыкального слуха в соответствии с программными требованиями – оценка индивидуальных устных ответов; Усвоенные знания: формы развития музыкального слуха: интонационные упражнения, сольфеджирование, слуховой анализ – оценка индивидуальных устных ответов; особенности ладовых систем – оценка индивидуальных устных ответов; – оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы; – прослушивание основы функциональной гармонии – оценка устных ответов; Требования к зачету: 1.Исполнение 3-х-4-х голосного отрывка из музыкальной литературы; 2.Пение гармонической последовательности (вертикали и горизонтали). Критерии оценки: Успеваемость студентов определяется следующими оценками: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Оценка «отлично»: – чистое интонирование, свободное чтение материала различной степени сложности; – допускаются один-два недочета, которые студент сам исправляет по замечанию преподавателя. Оценка «хорошо»: – твердо усвоен основной материал, продемонстрировано знание рекомендованной литературы; ответы удовлетворяют требованиям, установленным для оценки «отлично», но при этом допускается одна негрубая ошибка; воспроизведение требуемого материала с несущественными ошибками. Оценка «удовлетворительно»: – учащийся не может ориентироваться в нотном материале, сбивается при пении, фальшиво интонирует. Оценка «неудовлетворительно»: – отказ от ответа; отсутствие минимальных знаний и компетенций по дисциплине; практические навыки отсутствуют; студент не способен исправить ошибки даже с помощью рекомендаций преподавателя. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Реализация учебной дисциплины ПМ.03 Хоровое сольфеджио проходит в соответствии с графиком учебного процесса и обеспечивается учебно-методической документацией: ФГОС СПО по специальности 53.02.04 Вокальное искусство, примерным учебным планом ФГОС СПО специальностей, учебным планом, разработанным училищем, данной рабочей программой дисциплины «Хоровое сольфеджио», а также методическими разработками преподавателей по отдельным аспектам освоения курса. Информационное обеспечение курса обеспечивается доступом каждого обучающегося: – к библиотечному фонду, укомплектованному печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по курсу; – к фонду фонотеки, укомплектованному аудиозаписями по курсу; – во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Материально-техническое обеспечение дисциплины Реализация ПМ.03 Хоровое сольфеджио требует наличия: – учебной аудитории для групповых занятий, оснащенной мебелью, роялем или пианино; – библиотеки; – помещения для работы со специализированными материалами и их хранения(фонотека, видеотека). Технические средства обучения: музыкальный центр, телевизор, DVD-проигрыватель, аудиозаписи и видеозаписи. Методические рекомендации преподавателям Находясь в тесной связи с предметами теоретического цикла (элементарной теорией музыки, музыкальной литературой), «Хоровое сольфеджио» не только расширяет кругозор учащихся, но и способствует более глубокому усвоению теоретических знаний. Предмет «Хоровое сольфеджио» является важным составляющим компонентом профессиональной подготовки вокалистов. Опыт и навыки, приобретенные в ходе прохождения курса, необходимы для дальнейшего практического применения их на оперной сцене, в хоровых коллективах, а так же в вокальных ансамблях. Основными формами работы в курсе «Хорового сольфеджио» являются интонирование и вокально-хоровой анализ. Сольфеджирование - важная форма работы, которая включает в себя ансамблевое пение с листа, пение подготовленного дома несложного материала с текстом и без текста, упражнения. Основная форма работы сопровождается пением гамм, интервалов, аккордов, различных аккордовых последовательностей. Перед сольфеджированием необходима ладотональная настройка. В работе по предмету нужно добиваться беглого чтения с листа в условиях ансамблевого пения. Необходимо включать методически важные приемы и упражнения, развивающие музыкальные способности вокалистов (слух, память, ритм). В работе педагогу надо использовать упражнения, помогающие учащимся преодолевать преобладание мелодического слуха над гармоническим, которое присутствует в самой системе обучения одноголосному пению. В качестве самостоятельной работы студентам следует рекомендовать использование дополнительной хоровой литературы для сольфеджирования и вокально-хорового анализа композиторов XVIII-XX вв.. Совершенно необходимо в качестве 3-х-4-хголосных примеров использовать материал из художественной литературы - вокальные трио, квартеты, несложные хоровые партитуры без сопровождения и с сопровождением. При ансамблевом пении нужно внимательно следить за качеством пения (чистотой интонации, строя, свободным дыханием и т.д.). Помимо интонационно – ритмической точности, следует добиваться от учащихся художественной осмысленности исполняемого произведения. Важнейшим упражнением для развития гармонического слуха является как пение отдельных аккордов, так и однотональных аккордовых последовательностей. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Существенным моментом является обращение к вокально-хоровому анализу изучаемого произведения. Учащийся должен уметь определить состав исполнителей, тип и вид хора. Учащемуся необходимо изучить вокальные характеристики хоровых партий, выявить интонационные трудности, сделать интервальный анализ мелодии. Для более глубокого анализа вокалист должен ознакомиться с содержанием текста произведения, а так же определить цезуры в связи с фразировкой и поэтическим текстом. Анализируя хоровую партитуру, учащийся должен изучить, как соотносятся партии между собой (тесситурно, динамически и т.д.) Студент должен самостоятельно учить нотный материал, добиваясь чистоты интонирования. Учащемуся необходимо владеть любым голосом в трехголосном (или четырехголосном) примере.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА (перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, интернет-ресурсов) Основная литература: 1. Агажанов А.П. Курс сольфеджио. Двухголосие (диатоника, хроматика и модуляция). Учебное пособие. 2-е изд.- Планета музыки, 2013. 2. Александрова Н.А. Вокальный краткий словарь терминов и понятий. – СПб.: Планета музыки. 2015 г. 3. Бах И.С. Избранные духовные песни, арии, хоралы – М.: Музыка, 2013. 4. Вишнякова Т.П., Соколова Т.В. Хрестоматия по практике работы с хором. Произведения для женского и смешанного хоров. 1-е изд. – Планета музыки, 2012 5. Вишнякова Т.П., Соколова Т.В. Хрестоматия по практике работы с хором. Произведения для хора в сопровождении фортепиано.– Планета музыки, 2014 6. Вишнякова Т.П., Соколова Т.В. Хрестоматия по практике работы с хором. Произведения для хора a cappella с солистом. Учебное пособие. 1-е изд 2015 7. Вишнякова Т.П., Соколова Т.В. Произведения для женского хора a capрella: Учебное пособие. 2-е изд. 2015 8. Ж.-Л. Дюпре Искусство пения. Полный курс: теория и практика, включающая сольфеджио, вокализы и мелодические этюды. Учебное пособие. 1-е изд. 2014 9. Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания. Учебное пособие. – СПб.: Планета музыки. 2014 г. 10.Плужников К.И. Вокальное искусство. Учебное пособие. 1-е изд. – СПб.: Планета музыки. 2013 г. 11. Сафронова О.Л. Распевки. Хрестоматия для вокалистов. Учебное пособие. 3-е изд., - Планета музыки, 2014. 12. Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. Учебное пособие. 1-е изд. – Планета музыки, 2014. 13. Чесноков П. Хор и управление им. – Планета музыки, 2015. 14. Шульгин Д. Пособие по слуховому гармоническому сольфеджио – М.,1991. Дополнительная литература 1. Абдуллина Г. Систематический курс занятий по сольфеджио. – СПб.: Композитор, 2004. 2. Блюм Д. Гармоническое сольфеджио – М.,1990. 3. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Двухголосие. – М.,1978. 4. Красотина Е., Рюмина К., Левит Ю. Хрестоматия по дирижированию хором. Вып.1 – М.,1967 (вып.1) 5. Лицвенко И. Курс многоголосного сольфеджио вып.1. – М.,1971. 6. Народные песни Дона, сост. Т.Шишкова – Ростов-на-Дону,1996. 7. Полтавцев И., Светозарова М. Курс чтения хоровых партитур - М.,1958. 8. Рукавишников В., Слетов В., Хвостенко В. Сольфеджио 3-х голосие – М., 1954 9. Сборник для детского или женского хора. Вып.1. – М., 2000. 10. Способин И. Сольфеджио II ч. Трехголосие. – М., 1960. 11. Церковные хоры без сопровождения II ч. – Л.,1915. |