Вы не можете решить проблему,
пока не признаете, что она у вас есть. Маккей Харви
В настоящее время существуют проблемы разделения прав и обязанностей работодателей и образовательных учреждений. Между ними - извечный вопрос: работодатель предъявляет претензии относительно уровня подготовки кадров, требуя, чтобы уровень компетенции специалистов соответствовал самой высокой планке, тогда как государство финансирует образование на выполнение требований стандартов. Участвовать в этом процессе на равных работодатели сегодня не готовы.
Парикмахерские салоны придирчивы в выборе даже опытных мастеров, а вчерашним выпускникам туда не пробиться. К счастью, парикмахерские не всегда столь категоричны, они берут обучающихся на производственную практику и готовы взять выпускников — учениками. Случается даже, что директора салонов приходят на выпускные экзамены, чтобы отобрать лучших.
Часто владельцы салонов говорят: «Для наших салонов начального образования недостаточно, нам нужны мастера с опытом и после повышения квалификации». И все обязательно добавляли: практики у молодых очень мало.
Практика нужна всем и всегда, раз уж профессия такая — «на кончиках пальцев». Начинающим мастерам она нужна втройне. Собственно, практиковать обучающиеся начинают ещё в учебных мастерских. Выглядит логично: за работой студента смотрит преподаватель, мастер п/о который объясняет, поправляет, корректирует. Так же, под присмотром наставника проходит производственное обучение.
Государство, кстати, тоже понимает, что парикмахерское дело должно идти в ногу со временем, и корректирует свои требования к государственным стандартам. Так, например, 12 мая 2010 вышел Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 489 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 100116.01 Парикмахер». По сути, это третья редакция ФГОСов — первая относилась к советскому времени, вторая была принята в 2002 году. Новые стандарты действуют с сентября 2011 года, но появляется блочно-модульная система, и появляется новая оценочная категория – «компетенции».
В новой редакции ФГОСов учебная практика по профессии парикмахер составляет 252 часа за все время обучения, а в стандарте второго поколения учебной практики было в четыре раза больше.
Чтобы наладить учебную практику на реальных головах, учебному заведению надо проявить недюжинные организаторские способности, чтобы люди приходили на бесплатную стрижку в учебные мастерские, надо приложить много сил. Но если этого не сделать, то обучение будет проходить на муляжах. С моей точки зрения, муляжи необходимы на начальном этапе, но дальше нужны живые люди. Дело трудное, и чаще учебные заведения перекладывают эту сторону на самих обучающихся. Получается, если обучающиеся не могут привести достаточно друзей, на которых можно потренироваться, они и виноваты в том, что на выходе действительно мало умеют.
В советское время учебные учреждения были прикреплены к городским парикмахерским, где учащиеся проходили практику. Но, когда парикмахерские стали частными, у обучающихся такая возможность исчезла.
Основная задача начального профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести обучающихся из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность
Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей обучающихся, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы обучающихся означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса , который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у обучающихся способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности обучающихся как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
Самостоятельная работа реализуется:
1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на уроках теоретического и практического циклов, практических занятиях, при выполнении лабораторных работ.
2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
3. В библиотеке, дома, в общежитии, в образовательном учреждении при выполнении обучающимся учебных и творческих задач.
Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.
Таким образом, самостоятельной работа обучающихся может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы обучающихся, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания.
Хотя в образовательных стандартах на внеаудиторную работу отводится почти половина учебного времени обучающихся до 40 %, этот норматив во многих случаях не выдерживается. Количество и объем заданий на самостоятельную работу и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем во многих случаях исходя из принципа "Чем больше, тем лучше". Многие обучающиеся не готовы к самостоятельным работам, они еще в школе привыкли получать готовые знания от преподавателя и не хотят, а чаще не умеют работать с текстами, информацией. У них низкая мотивация на выполнение таких заданий как: прочитать-выбрать- записать; прочитать-найти-составить; написать реферат и оформить, подготовить доклад и выступить. У обучающихся часто возникают вопросы: «Зачем?», «Почему мы сами должны искать информацию?» Все эти факторы подталкивают обучающихся к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и к слепому скачиванию информации в интернете, что приводит к низкому уровню знаний обучающихся.
Таким образом, подводя, итог всего выше сказанного я выделяю 3 проблемы:
- взаимодействие между работодателями и учебным учреждением;
- недостаточное количество часов учебной практики в ФГОС третьего поколения, а именно по профессии парикмахер;
- неготовность обучающихся к самостоятельной деятельности с целью получения новых знаний.
Над этими проблемами работает наше учебное учреждение, и я в том числе. Мы тесно работаем с работодателями по вопросам прохождения учебной практики нашими обучающимися, но помощь в этом вопросе со стороны советов предпринимателей не помешала бы. Мы проводим консультации по спец. предметам, мастер-классы, организуем работу творческих объединений, но этого недостаточно для решения проблемы учебной практики. Мотивация обучающихся на выполнение самостоятельных работ дает свои результаты, но те из них кто умеют, и приучены выполнять такие задания еще в школе, справляются с ними быстрее, с меньшим числом ошибок и недочетов, и добиваются лучших профессиональных результатов.
|