Меню
Сообщения с форума
Познавательно-исследовательский проект «Волшебные кристаллы» |
Проблемно – ориентировочный анализ Кристаллы – поразительные создания природы. Нас восхищают их яркие цвета и прозрачность, ровные, гладкие грани и, самое главное, правильная форма. Кристаллы выглядят таким образом, словно их кто-то специально вырезал, отшлифовал и раскрасил... Именно этому «чуду» и посвящена работа... Кроме того, возникла мощная отрасль промышленности, сосредоточенная на производстве различных кристаллов, используемых в электронике, радиотехнике, оптике, лазерной технике, технике измерений – практически везде. Это победное шествие кристаллов – тружеников, природных и искусственных, продолжается, и замены им пока не видно Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательно-речевой деятельности[. А встречались ли вы в жизни с кристаллами? Конечно, да! Оказывается мы живём в мире кристаллов. В природе кристаллы растут тысячи лет, а ученые изобрели быстрые способы выращивания искусственных кристаллов, что широко используется повсеместно. Выращивание искусственных кристаллов очень увлекательный и важный для современной жизни процесс. В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять полученные знания в практической деятельности. Проект «Волшебные кристаллы» учитывает то, что познавательная активность дошкольников развивается из потребности в новых впечатлениях. В рамках проекта с детьми планируются наблюдения, проводятся познавательные беседы, организуются различные опыты. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: изучение «мира кристаллов» и способов их выращивания. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
УЧАСНИКИ ПРОЕКТА: - воспитатель; - дети старшей группы; - родители; ТИП ПРОЕКТА: исследовательский, творческий, групповой. МАСШТАБ ПРОЕКТА: краткосрочный, СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ:
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
4 .Расширение познавательно-речевой сферы дошкольников, умение составлять описательный рассказ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: Реализация задач проекта осуществляется по направления ;
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Кристалл — это твердое состояние вещества. Но не все кристаллы редки и красивы. Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют собой кристаллы. Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, хоть и могут отличаться размерами. Если посмотреть на сахар, соль или чистый песок в увеличительное стекло или микроскоп, то можно увидеть формы их кристаллов. В природе существует много веществ, образующих кристаллы: - каждая частица соли и сахара – тоже кристалл; - снег – это вода, замерзшая в виде мельчайших, очень красивых кристаллов. Все они расположены так, что образуют пушистую рыхлую массу, в которой не могут лечь плотно друг к другу. Моя совместная деятельность с воспитанниками построена последовательно: И имеет следующие конкретные этапы: • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); • Выдвижение гипотезы;(перед экспериментом, дети озвучивают свои предположения) • Поиск и предложение возможных вариантов решения; (исследование вещества на растворимость, наблюдение за кристаллизацией) • Сбор материала; (что мы узнали о кристаллах) • Обобщение полученных данных. (продукт исследования ) Рассматривая кристаллы, воспитанники решили узнать растворяются ли кристаллы в воде? Я предложила проверить. Мы провели опыт по растворимости сахара и соли Взяли стакан с теплой водой и стакан с холодной водой. Одну чайную ложку соли положили в стакан с теплой водой и размешали, другую – в стакан с холодной водой. Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы соли растворяться быстрее. По чайной ложке сахара положили в стаканы с теплой и холодной водой. Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы сахара растворяются быстрее. Таким образом, дети сделали вывод: -в теплой воде кристаллы сахара и соли растворяются быстрее, чем в холодной. -кристаллы имеют свойство растворяться и получаются из этого растворы.
Мои воспитанники пришли к выводу: Все кристаллы растворяются по разному. Например, в холодной воде соль растворяется быстро, сахару необходимо больше времени. Горячая вода помогает некоторым веществам легче расворяться, как, например, сахару в горячем чае. Читая и изучая литературу для выяснения нашего вопроса: «Что такое кристаллы?», мы решили попробовать вырастить это чудо у себя в детском саду. Следующий опыт: Кристаллизация – выращивание кристаллов. Опыты по кристаллизации: Выращивание кристаллов - процесс очень интересный, но бывает достаточно длительным. Полезно знать, какие процессы управляют его ростом; почему разные вещества образуют кристаллы различной формы, а некоторые их вовсе не образуют; что надо сделать, чтобы они получились большими и красивыми. Каменная соль давно и навечно вошла в жизнь человека. Мы называем ее в быту просто солью, соль еще оказывает оздоровительное воздействие на человека для этого созданы солевые комнаты. Вот и мы выращивание наших кристаллов начали с этого уникального продукта. Больше всего моим воспитанникам хотелось получить кристалл поваренной соли, так как она есть дома у каждого и для выращивания не надо никаких сложных инструментов и дорогих затрат. Результаты выращивания кристаллов поваренной соли
В результате изучения дополнительных материалов, а также проведения практической работы мои воспитанники пришли к следующим выводам:
Дети настолько увлеклись выращиванием кристаллов, что попытались вырастить кристаллы в домашних условиях из разных солей. Для этого использовали: поваренную соль, морскую соль для ванны, из пищевой соды. В процессе работы воспитанники усвоили основные этапы и важные правила выращивания кристаллов. Например, кристаллик нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора. Не допускать попадание мусора в насыщенный раствор. Периодически (раз в неделю) менять или обновлять насыщенный раствор. Таким образом, мы считаем, что цель и задачи, поставленные нами в начале работы, достигнуты. Мы научились выращивать кристаллы. Список литературы.
|