Меню
Сообщения с форума
Открытый урок «Научи своё сердце добру» |
Цель: Способствовать формированию нравственных ценностей у учащихся; представлений о красоте природы, животным и бережному отношению к ним; побуждение к нравственному самосовершенствованию, активным поступкам во имя добра. Задачи: Образовательные
Воспитательные
Коррекционно- развивающие
Здравствуйте ребята! Мы с вами часто разговариваем на серьёзные темы. Сегодня давайте поговорим об отношении человека к животным, с которыми он тесно связан на протяжении тысяч лет. Люди всегда по-разному относились к животному миру. Одни - безжалостно, другие с восхищением и бескорыстной любовью. А как относитесь вы к животным, с добротой или жестокостью - решает ваше сердце. Вы постарайтесь высказать свои мысли и выразить те чувства, которые возникнут у вас после услышанного. Тема нашего занятия: «Научи своё сердце добру». Психолог: Я хочу предложить вашему вниманию восточную притчу. Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом. Психолог: Как вы понимаете смысл выражения: «Всё в твоих руках». Ответы детей: - Если человек добрый, то бабочка будет жить. - Если жестокий, то бабочка погибнет. Психолог: Значит всё в наших руках, всё зависит от нас. Психолог: Человек может иметь много положительных качеств, но доброту ставим на первое место. Какой человек внутри зависит от его сердца. К сожалению, у некоторых людей сердце оказывается чёрствым и равнодушным. Оно не может откликнуться на боль и страдание живого существа. Психолог: Назовите литературные произведения, в которых описывается равнодушие и жестокое обращение с животными. Ответы детей: В. Осеева «Плохо», Н. Некрасов «Саша». Чтение отрывка из стихотворения Под жестокой рукой человека Чуть жива, безобразно тоща, Надрывается лошадь – калека, Непосильную ношу влача. Психолог: Почему автор называет человека жестоким? В чём проявляется его жестокость? Ответы детей. Стихотворение Е. Евтушенко. Захворал воробушек Воробушек –хворобушек. Ранен был он гадкой, Знать бы чьей рогаткой Чистит пёрышки свои- Выпал камешек в крови. Психолог: Чтобы вы сказали мальчику, который на ваших глазах стреляет из рогатки в птиц? Ответы детей. Психолог: Природа всегда нас встречает радушно. Хорошо любоваться всей прелестью, которую нам дарят цветы и деревья. Но каждую весну можно наблюдать такую картину. Стихотворение. П. Бровко. Всё так изранено в лесу, Как после дней войны. Здесь уцелевшей не найти Ни ели, ни сосны. Берёзку ножиком пырнул Какой- то живоглот. Мне кажется из-под коры Моя слеза течёт. Психолог: Как автор называет людей, которые ломают деревья, портят кору берёз? Ответы детей: Автор называет их «живоглотами». Психолог: Что означает это слово? В словаре Ожегова Живоглот- это жестокий, беспощадный, своекорыстный человек. Клип Любе «Не рубите мужики». Психолог: Если человек безжалостно истребляет животных, ломает ветви деревьев, стреляет в птиц, как можно охарактеризовать его поступки? Ответы детей: Необдуманные, жестокие. Психолог: Ребята, в каких произведениях рассказывается о том, как необдуманное поведение по отношению к животным позже заставляло долго об этом жалеть и переживать, что так поступил? Ответы детей: Дуров «За что?», «Зачем я убил коростеля?». Психолог: Вспомните произведения, в которых необдуманные поступки приводили к гибели животных? Ответы детей: Астафьев «Белогрудка.» Просмотр клипа «Жестокость».
Психолог: Какова цена жестокости? Оказывается нельзя вычислить на счётах. Христианская заповедь гласит «Не убий!». Убить, то есть лишить кого-либо самого величайшего дара, жизни – большой грех. Убийство считается одним из самых страшных, смертных грехов. Убийство - это не только лишение жизни человека, но и животных и растений. Близки к совершению убийства и те, кто мучает животных и птиц, морит их голодом, истязает побоями, кидает в них камнями и палками. Психолог: Прочитайте высказывания известных людей. Подумайте над смыслом прочитанного, согласны ли вы с этими высказываниями? - Жестокость всегда проистекает от бессердечности и слабости. (Сенека). - Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми. (С.П. Беркарден). - Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. (А.Шопенгауер) Психолог: Странные вещи происходят на белом свете: с одной стороны мы хвалимся достижениями науки и техники, а с другой – вынуждены говорить о поступках безнравственных и позорных, которые не должны иметь место в жизни. Стихотворение Р. Ругина «Брошенные собаки». Когда я вижу брошенных собак, Я думаю: за что же человек Психолог: Как вы понимаете последние строки стихотворения? Ответы детей: О бездушии, равнодушии, жестокости человека; об отношении к собакам как к игрушкам. Психолог: Почему можно пнуть собаку, выбросить из машины надоевшего котёнка, подбросить черепаху? Ответы детей: Они беззащитны, сказать ничего не могут. А в сердце людей, которые так поступают, нет доброты. Психолог: Автор говорит: «Почему люди стали такими жестокими?» Поменялись ценности, не воспитаны такие чувства как забота, сочувствие, сострадание. Кто в этом виноват? Семья, школа. Психолог: Ответ на этот вопрос мы найдём в рассказе Гребенщикова «Детство». Дети читают отрывок. Должно быть, было во мне заложено такое с детства, чего не мог понять мой брат, но что влекло меня к цветам, к закату солнца, к песне, раздающейся вдали во время сумерек…. Психолог: Чем мальчик из этого рассказа отличался от своих друзей? Другие пьют чай либо с молоком, либо со сметаной, кое-кто прикусывает сахар, а у нас никогда этого не было. Но на душе моей особая тайная радость. В обед я побегу и подсмотрю, как жаворонушка будет садиться в свое гнездышко. Но, когда приходит обед и я украдкой ухожу от стана, я долго ищу это место и никогда не могу его найти. И хорошо, потому что, когда снова мы пашем и останавливаемся для передышки на черной полосе, я снова слышу незабываемое серебристое щебетание жаворонка в небесах. Мне кажется, что птичка видела, как я был у гнезда, что она знает, что я пощадил ее яички, и вот она поет, благодарит меня и молится, и радуется, и что-то понятное мне одному рассказывает... Психолог: Были в вашей жизни моменты, когда на природе вам очень хотелось что- то сорвать или кого-то поймать? Ответы детей: Психолог: Что остановило мальчика от искушения дотронуться до птичьих гнёзд? Дети читают отрывок: Я развязываю путо, тянусь рукой к гнезду, но что-то меня удерживает: не трогай, а послушай... И вот я слышу. Птичка-мать где-то тут же, над туманом утра трепещет и поет, уже щебечет, уже упрашивает Бога сохранить ее гнездышко от неосторожного копыта... Что же у меня: рука или копыто?.. Я хочу быть человеком и не трогаю гнезда…. Психолог: Как научиться радоваться природе? Дети: Надо быть любознательным. Психолог: Ребята, учите своё сердце добру! В каждом человеке заложены прекрасные качества, но их нужно развивать. Учитесь любить нашу родную природу, у героев произведений М.М. Пришвина, К. Г. Паустовского (Заячьи лапы, Кот ворюга, Барсучий нос), В. Бианки, Н. Сладкова и др. Психолог: Что вы нового узнали из рассказов Н. Сладкова? Вопросы:
Психолог: Что вы думали о Ване, дедушке, зайце, когда читали рассказ «Заячьи лапы»? Ответы детей. Психолог: Какие чувства испытали, когда читали рассказ «Кот ворюга»? Ответы детей. Психолог: Что нового вы узнали из произведений Пришвина и Бианки? Ответы детей. Психолог: Только то, можно полюбить, к чему проявили интерес, о ком больше узнали. А узнав, вам захочется более бережно относиться к животным, причём не только из-за их пользы, приносимой людям. Часто они, действительно, друзья человека и достойны того, чтобы их любили и защищали. Психолог: Самое удивительное то, что нам нужно учиться у животных. Самое удивительное, что лошадь как будто видит — ни одна не наступила на яички…. Психолог: В каком произведении говорится о том, что лошадь пожалела другое животное? Ответы детей: Психолог: Ребята, учёные зачислили лошадь в десятку самых умных животных. В этот список входят также: собака, кошка, свинья, дельфин, медведь, обезьяна, крыса, слон, и как это не покажется удивительным кроха- муравей. Животные являются незаменимыми помощниками в человеческой деятельности. И конечно в благодарность за неоценимую помощь, эти благородные и самоотверженные животные были увековечены человеком в памятниках. Рекордсменом по установке памятников является собака.
Психолог: Наступила весна, но на земле ещё закрыты цветы, не порхают бабочки, спрятались в норке змеи и ящерицы. Почему? Ответы детей. Психолог: Скоро весеннее солнце растопит снег. На проталинах закопошатся жуки, пауки, бабочки. Проснутся медведи, барсуки, ежи. Главный дирижёр всего живого на Земле – Солнце. Вот оно взметнуло лучи над горизонтом – и всё пробуждается. Вот опустило лучи вниз и всё притихло. Солнце командует верзилой медведем и крохотным комаром. Рыбой, лягушкой, жуком, цветком, кустом, деревом. Психолог: А, что командует тобой и мной. Прочитаем эпиграф нашего занятия. Да, от нас с вами пока мало что зависит. Но ведь и мы порой решаем вопрос: пожалеть, к примеру, лягушку или, растоптав её, спокойно пойти дальше? Лягушка мыслить не умеет… Что о ней беспокоиться? У каждого живого существа есть своё законное место в биосфере. Истребите ту же лягушку – и биосфера будет больна. Так же точно, как заболел бы каждый из нас, если бы у него в крови пропали какие – нибудь ферменты. С этой точки зрения вообще любая тварь ценна точно так же, как и человек. Слова М. Пришвина , я хочу закончить наше занятие «Если будет вода и в ней ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нём ласточка – я не поверю и воздуху. И лес без зверей с одними людьми – не лес».
Список литературы.
|