Меню
Сообщения с форума
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА в классе фортепиано-МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ |
Ханты- Мансийский автономный округ-Югра Муниципальное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования «Детская музыкальная Школа» поселок Мортка Методическая разработка на тему:
« МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА- МЕТОДОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ».
преподаватель по классу фортепиано Журавлёва Анастасия Валерьевна пгт Мортка 2014г. Целью урока является пополнение исполнительских знаний ученика - в области нотного текста, принципов трактовки, способов работы над музыкальным произведением в области технических приёмов. Принцип урока необходимо строить от перехода конкретных указаний к обобщённым. Дети способны воспринимать гораздо больше обобщённых замечаний, чем педагоги музыканты обычно думают. Урок ставит перед учеником ряд новых задач, которые он сам ещё не заметил, до которых сам не додумался. Активность педагога должна стимулировать активность ученика. Если ученик творчески пассивен, то первая задача пробудить его активность, научить, самого находить и ставить перед собой исполнительские задачи. Урок вооружает ученика ясными представлениями о тех способах, которые на данной стадии необходимо применять, о тех средствах, которые коротким путём ведут к разрешению той или иной очередной задачи. Эти средства видоизменяются, на каждом уроке и не должны быть однообразными и стандартными. На специальности педагогу необходимо научить мыслить искать и помочь раскрытию индивидуальности, но для этого необходимо привести к освоению культуры прошлого и настоящего. На уроке подводится итог домашних занятий и даётся творческий импульс и материал для последующей работы. Над чем бы ни велась работа, она требует от учителя большой собранности, воли, активности. Нельзя допускать, чтобы в классе специального фортепиано царила унылая безразличная атмосфера. Занятие проходит наиболее продуктивно, когда оно хорошо подготовлено, обдумано, спланировано. Это не означает, что намеченный урок надо проводить формально, педантично: каждый урок приносит педагогу известные неожиданности (хорошие или плохие), поэтому намеченный план приходиться почти всегда перестраивать. Чем тщательнее урок заранее продуман, тем легче его на месте перестроить. План урока зависит от перспективного плана на полугодие, и от итогов последнего урока, точнее ряда последних уроков. Подводя итоги проведённого занятия, педагог должен: проанализировать все удачные педагогические и художественно - творческие находки и закрепить их в своём сознании и самокритично проанализировать допущенные педагогические ошибки и подумать над неразрешенными в ходе урока художественными и техническими задачами. Обдумывая вперёд очередное занятие нужно намечать конкретные задачи в предстоящей работе с каждым учеником. Примерный круг вопросов, которые педагогу предлагается ставить, думая об очередном дне занятий:
Подготовка к занятиям может быть в просмотре методической литературы, фортепианных произведений различных редакций, педагогу необходимо заблаговременно позаботиться о том, чтобы репертуар был в «пальцах», где-то проверить аппликатуру, динамику, агогику. Начало урока. Начинать урок стоит с произведения представляющего наибольшую трудность в данный момент. Надо дать ученику исполнить произведение целиком, не прерывая едва заметив в нём недостатки. Продуктивное прослушивание пьесы требует от педагога запомнить: 1) все частные и общие недостатки игры. 2) все творческие мысли, которые приходят в голову при прослушивании. 3) все творческие намерения самого ученика им до конца не доведённые. Затем сделать правильный обор указаний, сообщаемых ученику не загромождая внимание ученика слишком большим числом указаний т.к. при этом он может забыть главное. Педагог должен видеть понял ли ученик произведение в целом, сумел ли почувствовать линию развития, соотношения целого и частей, каковы все недостатки исполнения. Если произведение звучит с дефектами, на которые указывалось ранее, нет смысла тратить время на это прослушивание часто причина кроется в небрежности домашней работы или его отсутствия. Замечания, делаемые во время исполнения произведения, должны быть немногословные и лучше не при первом прослушивании. Обилие слов и замечаний брошенных «мимоходом» обесценивают их и могут создать суетливую утомительную обстановку. Следует дать исполнить произведение целиком, и указать в общих чертах на достоинства и недостатки исполнения не пропускать незамеченными даже малейшие сдвиги к лучшему (особенно это касается скромных и робких учащихся). При повторном исполнении произведения можно идти последовательно от начала к концу делать указания, касающиеся деталей и работать над ними. Можно пройти всё произведение целиком или взять наиболее трудные узловые моменты. Основным материалом урока должна быть работа над разучиваемыми произведениями и развитием пианистических навыков. Как правило, на одном уроке невозможно глубоко с одинаковым усилием заниматься всеми произведениями, поэтому прослушивается весь репертуар и даётся общая оценка и указания (такой метод работы используется преимущественно перед экзаменом). Либо на уроке выбираются несколько произведений не более двух – трёх (в младших классах) для детальной работы, а остальная программа прослушивается и делает общие замечание. В старших классах по мере сложности и увеличения размеров произведений число «основных» произведений будет сокращаться. Нельзя допускать, чтобы те или иные разделы репертуара оставались в тени. Например, если педагог не успевает заниматься гаммами этюдами и вообще техникой это со временем отразится на его двигательных навыках. Кроме того, в урок входят игра различных упражнений, гамм, произведения для ознакомления, чтение с листа. С первых лет необходимо обращать внимание на чтение с листа можно задавать несложные произведения разбирать дома самостоятельно, полезно играть в четыре руки с учителем или учеником. Это обогащает и развивает гармонический слух и чувство ритма. Словесные указания, даваемые ученику, могут быть обобщёнными, суммарными или, наоборот, конкретными или детализированными. Собственная инициатива ученика лучше всего стимулируется обобщёнными указаниями. Поэтому нужно говорить не о том «где что надо сделать», а о том «где на что надо направить внимание». С другой стороны, полезно чаще заменять обычные музыкальные термины, которые характеризуют нужное эмоциональное состояние. Обобщённые указания нужно постепенно конкретизировать, доходя в нужных случаях до максимальной конкретизации и детализации. Эффективным приёмом, которым следует часто пользоваться, является способ наводящих указаний (что, где в каком отношении недостаточно хорошо удалось и что надо сделать, чтобы стало лучше). Важно, чтобы педагог разъяснял ученику причины всех его неудач - как в художественной, так и в технической области: почему плохо прозвучала та или иная фраза, почему не получилось цельного впечатления от пьесы; куда не было своевременно направленно внимание; отчего в том или ином месте возникли технические шероховатости и т.д. Распространённой ошибкой является загромождение памяти ученика чрезмерным числом указаний, в результате чего самое важное в результате оказывается забытым.Поэтому всегда необходим тщательный отбор указаний с учётом индивидуальности ученика. На каждом уроке необходимо объяснять, что - то новое, даже если ранее данные указания не полностью выполнены.Если нет нового, то начинается «топтание на одном месте». К ранее поставленным задачам если они не выполнены, нужно находить новый подход. Большое место на уроке занимает показ на инструменте. В ходе занятий показ и словесное объяснение не могут быть «оторваны» друг от друга они должны дополнять друг друга. «Показывать» -ещё вовсе не значит «заставлять копировать». Показ на инструменте необходим тогда, когда педагог не в состоянии достаточно точно словесно сформулировать художественную или техническую задачу, и в ситуации, когда педагог не надеется на то, что воображение ученика сможет самостоятельно реализовать словесные указания в звуковых образах и движениях. Необходимо хорошо знать разучиваемую учеником пьесу, но вместе с тем подходить к ней каждый раз заново. Надо иметь свой педагогический замысел (как я считаю нужным, чтобы данный ученик играл данную пьесу) но, следует исходить в первую очередь из того, что ученик уже сделал. Нельзя стирать те выразительные моменты в игре ученика ради того, чтобы на их место «вписать» свою трактовку подавляя этим самым развитее исполнительской индивидуальности. Высокий художественный уровень игры педагога не должен вести к тому, чтобы ученик видел в ней некий недоступный идеал. Своё исполнение педагог необходимо связать с конкретным объяснением пианистического приёма, педализации, нюансировки, позволяющей ученику добиваться своей цели. Никак не следует играть в таких быстрых темпах и на тех высоких силовых уровнях, которые в ближайшее время ещё не доступны ученику. В педагогической помощи на уроке важную роль играет, подсказ во время самой игры, он имеет две основные формы: а) сокращённые словесные напоминания о том, что нужно сделать в приближающемся отрезке музыки. Эти напоминания не должны запаздывать их нужно делать вовремя, даже заблаговременно. Словесные напоминания могут – в подходящих случаях - заменяться «дирижёрскими» или просто напоминающими жестами. Подсказ не должен быть слишком частым – иначе он не будет доходить до сознания ученика, занятого процессом игры. б) интонационная поддержка игры ученика на втором инструменте, в верхнем регистре того же инструмента, а также посредством подпевания, тактирования или скандирования ритмики- все эти приёмы следует применять в меру: слишком обильное их применение не только не стимулирует, а наоборот понижает активность воображения ученика (к примеру ученик, которому педагог слишком часто помогает в области ритмики посредством тактирования, теряет способность играть ритмично без его помощи. Ещё одна форма педагогической помощи — это способ «поправочных остановок» он применяется на начальном этапе разбора произведения, когда дело касается элементарных ошибок и когда конструктивное единство музыки ещё не могут быть охвачены сознанием ученика. Но когда дело касается формированию музыкальных образов, в их логическом сцеплении применять способ поправочных остановок не следует, он ведёт к разрушению формирующихся образов. Педагогическая помощь на уроке не должна превращаться в «натаскивание» - это когда воля педагога не укрепляет волю ученика, а подменяет её, когда инициатива воображения не стимулирует воображения ученика, а подавляет его активность. Натаскивание, например, следующие случаи: - педагог подсказывает ясно напечатанные ноты, ремарки, аппликатурные цифры, т. е. такие вещи которые ученику давно знакомы. -ученик повторяет на уроке тот или иной отрезок музыки большое число раз в то время, когда он смог бы сделать это дома, приложив старание и терпение самостоятельно доделать все необходимые задачи. -чрезмерно детальный показ нюансировки и аппликатуры педагогом ограничивает активность воображения и находчивости ученика. -педагог слишком много подсказывает, подпевает, подсчитывает, подыгрывает, ученик перестаёт быть самостоятельной личностью, превращается в технический аппарат, реализующий замысел педагога. Чтобы привить у ученика любовь к работе и целеустремлённости важно, чтобы у него возникло желание работать именно над этим произведением. Полезно играть ученику на уроке не те пьесы, которые он учит, а сходные с ними по стилю это обогащает запас музыкальных образов, служащих основанием для работы воображения ученика. Своими показами, беседами об авторе, прослушивании грамзаписи педагог стимулирует интерес ученика. Трудная задача педагога является умение объективно слушать игру своего ученика, слушать так, как будто играет ученик другого педагога. Первым шагом в этом направлении является умение слушать игру ученика, не глядя на него. На уроках нужно осуществлять межпредметную связь с музыкально-теоретическими дисциплинами, знакомить с музыкальными терминами, ученик должен знать тональность исполняемых им произведений знать и ориентироваться в главных ступенях лада. Полезно давать понравившееся произведение в этом случае работа оказывается плодотворной, развивает музыкальную инициативу, фантазию, мышление желание сиграть по-своему это произведение. Педагог должен уметь рационально распределять время урока, чтобы успеть сделать всю наиболее нужную в данный момент работу, охватить все те моменты, где ученик больше всего нуждается в помощи. При распределении времени урока есть наиболее распространённые ошибки: а) затягивание без особой надобности урок с одним учеником за счёт сокращения времени с другим учеником, а также за счёт уничтожения перерыва, необходимого между уроками для отдыха педагога. б) допускают незавершенные уроки, не успевают дать ученику всех необходимых указаний. в) слишком долго задерживаются на какой-то одной стороне урока, или на каком-то одном месте пьесы и вынуждены жертвовать другими немало важными моментами. Лучше всего начинать урок с упражнений: это дает ученику разыграть руки и собрать своё внимание. Если ученик быстро утомляется, то наиболее важную работу желательно пропускать в начале урока, чтобы указания по более сложной пьесе не были перекрыты другими указаниями. Менее значительные произведения на всю оставшуюся часть урока. И целесообразно заканчивать урок такими предметами как игра по слуху, чтение с листа игра в ансамбле. Стиль проведения урока у всех педагогов индивидуален и различен. Говоря обобщённо, одни проводят урок более непосредственно экспансивно, а другие - более логично организованно. Однако экспансивность никак не должна переходить во взвинченность и разбросанность, а организованность в сухость и скуку. Разные ученики нуждаются в индивидуальном различном подходе, в разной манере общения, в разных интонациях речи. Во всех, без исключения, ситуациях педагог обязан полностью владеть свои поведением, своими высказываниями, а также своей внутренней настройкой. В этом отношении проведение урока ничем не отличается от выступления на сцене или эстраде; здесь требуется такое же творчески приподнятое состояние, целеустремлённость, находчивость выдержка. Каждое высказывание педагога должно быть пропущено сквозь фильтр педагогической целесообразности ни одно слово не должно «вылетать» бесконтрольно. Если педагог не в состоянии провести урок так, как нужно то, в крайнем случае, его лучше приостановить, а не создавать беспорядок в психике ученика путём неконтролированных высказываний. Большая ошибка педагога, когда дисциплина подменяется искусственным возбуждением интереса или излишнем уговариванием ученика, это может дать временный эффект, но ни как прочную основу для дальнейшего обучения. Воспитание интереса к работе совершенно обязательно, но оно не может быть достигнуто без одновременного воспитания дисциплины и работоспособности. Далеко не всё то, что приходиться делать ученику, с самого начала становится ему интересным – и поэтому никак нельзя обойтись без воспитания сознания обязательности различных видов работ. Заинтересованность, скорее всего, приходит в ходе урока и в ходе занятий вообще – в том случае, когда благодаря указаниям и помощи педагога у него всё время что-то «получается» и «выходит». Если же педагог всё время раздражается, а игра не улучшается, то столь же закономерно в психике ученика возникает отрицательная реакция, появляется лень и т.д. Дополнительным условием возникновения заинтересованности являются разнообразие методов проведения урока, а также элемент неожиданности; если же ученик заранее знает всё, что педагог ему скажет, то урок превращается в скучную повинность. Не менее важно чтобы урок был интересным для самого педагога. И здесь важен сам принцип разнообразия в способах проведения урока, а также элемент творческого эксперимента. Если педагог переживает чувство скуки, то он неизбежно заражает этим чувством и ученика а продуктивность урока сводится к минимуму. Речь педагога должна быть ясной и точной, а при занятиях с детьми простой и не торопливой. Интонация речи должна вытекать из чувства уважения к личности. На уроке важно менять место нахождения педагога относительно ученика садиться то слева, то справа, слушать из глубины класса, зала. ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано; М: 1971. 2. Милич Б.И. Воспитание ученика пианиста; Киев 1977;1979. 3. Грохотов С.В.Как научить играть на рояле; М : Классика-XXI,2006. 4. Юдовина-ГальперинаТ.Б. За роялем без слёз или я детский педагог;/С-Пб : Союз художников,1996. 5. ЩаповА.П. Фортепианная педагогика;/ М: 1960. 6. БоренбоймЛ.А.Музыкальная педагогика и исполнительство;/ Л: 1974. 7. Роизман Л. Спрашивают педагоги-практики; М:1969. 8. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. // Педагог / ред. Баренбойм Л.А., Блуменфельд Ф.М. – М. 1960. Вып.2. 9.Баренбойм Л.А. За полвека (очерки, статьи, материалы), Л., 1989. |