Меню
Сообщения с форума
Методическая разработка интегрированного урока литературы и истории в 7 классе по теме: «Петербург в истории и литературе» |
Методическая разработка интегрированного урока литературы и истории в 7 классе по теме: «Петербург в истории и литературе» Цели урока: 1. Дать понятие о городе как одном из способов характеристики героев. 2. Подготовить учащихся к восприятию темы «Образ Петербурга в произведениях русских писателей XIX века» 3. Создать условия для эмоционального восприятия образа города Петербурга.. 4. Развивать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения. 5. Воспитывать чувство любви к истории нашей Родины, гордости за высокие достижения мастеров и писателей прошлых столетий.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический, частично-поисковый. Форма проведения: интегрированный урок Тип урока: урок-обобщение Оборудование: мультимедийная установка, иллюстрации в формате Power Point,тексты произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, тестовые задания, выставка книг писателей XIX века. 1. Вступительное слово учителя литературы. Сегодня наш урок посвящен городу, сыгравшему значительную роль в истории, литературе, культуре России. Петербург в истории и литературе. Запишите тему нашего урока и эпиграф. В художественном произведении город не просто место действия, фон, на котором разворачиваются события. Город – участник этих событий, часто вдохновитель их. «Места и местности … действуют на нас, как живые существа…». Они могут толкнуть на преступление, а могут спасти, могут уничтожить, а могут вознести. Город, в котором живешь, становится частью твоей биографии, твоей жизни. Но есть города, которые являются частью истории народа, они формируют его самосознание. Петербург принадлежит к таким городам. «Петербург – это русские Афины, стольный город духовной культуры», - так сформулировал свои впечатления от встречи с городом Николай Павлович Анциферов. «Петербург – удивительный город, имеющий мало себе подобных по красоте…» - не сдерживал восхищения А. Бенуа. И, наконец, восторженное признание: Люблю, тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит… - Кому принадлежат эти строки? (А, С. Пушкин) - В каком произведении прозвучало это признание? («Медный всадник») - Но вот совсем другой взгляд на Петербург: Рим создан человеческой рукою, Венеция богами создана, Но каждый согласился бы со мною, - Городом сатаны называет Петербург польский поэт Адам Мицкевич. «Несчастье обитать в Петербурге, самом отвлеченном и умышленном городе в мире», - вторит польскому поэту русский писатель Ф. М. Достоевский. Почему такие неоднозначные оценки? Такое разное отношение к городу Петра? Обратимся к истории Петербурга… 2. Слово учителю истории. - На одном из островов устья Невы застучали топоры: здесь рубили деревянный городок. Этот город Санкт-Петербург. - Кого считают отцом Санкт-Петербурга? (Петра I) - Что вы знаете о Петре l? (Российский царь с 1682 года (правил с 1696 года). Первый российский император (с 1721 года). Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания за Россией странами Западной Европы авторитета великой державы.) - Назовите дату и событие, считающиеся днем рождения Санкт- Петербурга? (16 мая 1703 г., заложение Петропавловской крепости) - Почему Петр решил заложить город именно здесь? Как политически объясняется выбор места? (Это место очень удобно в военном и торговом отношении. Петербург связывал Россию с Европой. Он был ближе всех русских городов к западным странам и имел прямой выход к морю.) Было в судьбе русской столицы нечто совсем не европейское: ни один из великих городов Европы не был построен так быстро. А тут город возник на глазах одного поколения.В столь быстром росте города видели нечто чудесное. Так раньше на Руси города не возникали (вспомним пословицу: «Москва не скоро строилась»). Петербург воспринимается как воплощение великого замысла великого человека. «По манию царя воздвигнутый из блат», город неизменно воспринимался как создание искусственное, как результат волеизъявления того, кто, в пушкинском понимании, протянул руку и сказал: «Здесь будет город заложен». Построить город «здесь», на болоте, рядом с постоянно грозящим наводнением морем, значило покорить саму природу. Это строительство должно было стать торжеством человеческой воли и разума. Искусственность Петербурга отчетливо ощущалась народным сознанием. Наряду с восторгами и прославлением — сомнения в целесообразности строительства города и даже предсказания о скорой его гибели. «Петербургу быть пусту» — пророчество, появившееся еще во времена Петра. Чужой город с нерусским, немецким именем не устоит...Противоречивой с самого начала была история Петербурга: современнейший, европейский город строился варварскими методами в традициях жесточайшего деспотизма, строился буквально на костях. Здесь страдали и гибли сотни и тысячи людей; память об этих страданиях была жива в народе; смысл недоброжелательной молвы был в том, что городу придется еще расплатиться за гибель невинных. - Как же был воплощен замысел Петра? Итак, историческая справка… (сообщение уч-ся о строительстве Петропавловской крепости и Петропавловского собора: 16(27)
Учитель истории продолжает: Петербург стал не только одним из крупнейших русских городов, но и одной из самых красивых европейских столиц. Для того, чтобы утвердить величие России, создавались величественные здания. Архитектура Петербурга поистине уникальна. Русский классицизм и русское барокко. Петербург недаром называют музеем под открытым небом: в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров. Приглашаю вас на прогулку по Петербургу. Слово группе экскурсоводов. (сообщения уч-ся: Памятник Петру 1, Храм Воскресения Христова, Никольский морской собор, Таврический дворец, Казанский собор, Невский проспект.) - Это лишь часть огромной коллекции архитектурных шедевров Петербурга. А сейчас представляю вашему вниманию панораму наиболее известных архитектурных ансамблей. Подумайте, какое впечатление производит на вас город? (Удивительно красивый, блистательный, великолепный город) 3. Слово учителю литературы. - Глядя на эти дворцы и площади, хочется говорить стихами. Какой поэт помогает нам в этом? (Пушкин). Найдите цитаты из вступления к поэме «Медный всадник» Работа учащихся с текстом, заполнение таблицы: Петербург А. С. Пушкина
- Почему же столь резко говорят о Петербурге Мицкевич, Достоевский? Да и у Пушкина в поэме «Медный всадник» город становится источником беды. - Что стало причиной трагедии Евгения, героя поэмы? - Стихия погубила счастье Евгения, но он обвиняет не стихию. Кого обвиняет в своей беде Евгений? Почему? - Пожалуй, вы уже сможете ответить на вопрос, поставленный в начале урока: почему такое противоречивое отношение к городу Петра в литературе? -Да, преследуя государственные интересы, Петр 1 мало задумывался об интересах отдельного человека. Окно в Европу прорубил самодержец. Будущий Петербург мыслился им как город-государство, символ самодержавной власти, а простому человеку холодно и неуютно в этом городе, вознесенном над ним. Таким образом, Пушкин в поэме «Медный всадник» отражает обе точки зрения на град Петра. - Авторская позиция? И все же: «Люблю тебя, Петра творенье…» Петербург для Пушкина – символ новой России, грозной, богатой, просвещенной империи. - Действия многих художественных произведений происходит в Петербурге, при этом, город в них не просто фон, на котором разворачиваются события. Город – участник этих событий, часто вдохновитель их. - Действия каких произведений, прочитанных вами, происходят в Петербурге? ( Гоголь «Портрет», Лесков «Призрак в Инженерном замке», Пушкин «Медный всадник», Некрасов «Русские женщины», «Вчерашний день часу в шестом», «Размышления у парадного подъезда») - Н. В. Гоголь – современник Пушкина, он в Петербург приехал из провинции. Каким он увидел город? Об этом можно судить по его произведениям. Образ северной столицы впервые возник в творчестве Гоголя еще в повести «Ночь перед Рождеством». Петербург, увиденный глазами кузнеца Вакулы, очень своеобразен. Вспомним, как воспринимает Вакула Петербург. - В 1835 г. в сборнике «Арабески» впервые были опубликованы вместе повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», условно названные «Петербургскими повестями». По построению они представляют собой серию сюжетов, связанных картин, причем каждая из повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-ых годов. Мы прочитали с вами повесть «Портрет». Кто является главным героем повести? Кто он по профессии? (Художник) Немаловажная деталь, художник, как никто другой должен воспринимать город в связи с природой. Природа помогает раскрыть характер, чувства героя. - Найдите и прочитайте описания природы. Что удивляет? (Очень короткие) Случайно ли это? Если вспомнить, какие прекрасные пейзажи встречаем мы в других произведениях Гоголя, отсутствие их в этом явно не может быть случайностью. (Сообщение ученика: «Петербургские пейзажи в повести Гоголя «Портрет»»; Сообщения «Васильевский остров и Невский проспект в жизни Чарткова», «О чем рассказала Коломна?») - Петербург Гоголя: какой он? (Суетливый, соблазняющий, щеголеватый, богатый, нищий) - В Петербурге Гоголя нет монументальности, торжественности, поэзии. Гоголь воспринимает Петербург со стороны быта. 4. Итог урока. Учитель литературы:- Я думаю, вы убедились в том, что город – не просто место действия, фон, на котором разворачиваются события. Город – участник этих событий, «организм, обладающий душой сложной и тонкой, живущий своей таинственной жизнью». Тем более такой город как Петербург. «Непостижимым» назвал его А. Блок. Постигать его мы будем, читая роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и поэму «Мертвые души» Н. В. Гоголя в 9-ом классе, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского - в 10-ом. В 11-ом в свой Петербург нас пригласят поэты «серебряного века»: Блок, Гумилев, Мандельштам, песня на его стихи сегодня звучала на нашем уроке. Мне очень нравятся строки из стихотворения В. Шефнера: И мчится всадник с поручением Ко мне – сквозь дымные столбы, - Вручая город на прочтение, Как книгу тайны и судьбы. - Читать эту «книгу тайны и судьбы» нам предстоит не один год. Учитель истории: Ребята, вы знаете, что цвета имеют свой символический смысл. Цвет, выбранный для слайдов, сегодня не случаен. Синий цвет слайдов легко объяснить, ведь синий цвет - символ воды, город построен на берегу Невы. А что означает желтый цвет? (Желтый цвет – цвет болезни и одиночества.) И все перечисленный писатели показали, что Петербург – город одиночества.) 5. Рефлексия в форме тестирования 6. Домашнее задание: 1) Составить тест по теме урока или по теме «Нижнекамск в моей судьбе»; 2) написать сочинение-миниатюру по теме; 3) подготовить сообщение об одном из архитектурных сооружений города Санкт-Петербурга. |