Меню
Сообщения с форума
Методы развития мотивации учения на уроках русского языка и литературы |
Утебалиева А. Т. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области «Астраханский государственный колледж профессиональных технологий» филиал г. Нариманов.
Изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием. Практическая деятельность преподавателя в этом направлении осуществляется с опорой на следующий алгоритм. 1. Определение и уточнение целей обучения. Анализ в этой связи сущности, содержания, направленности и силы мотивов, необходимых и достаточных для поддержки процесса и успешной реализации намеченных задач. Если цели и задачи не имеют отклонений от государственного стандарта, то вводятся в действие широко известные общие мотивы и стимулы. Специальные цели требуют использования специфических мотивов. 2. Выявление возрастных возможностей мотивации. Здесь требуются четкие ответы на вопросы: а) к каким показателям мотивации следует подвести обучаемых младшего, среднего и старшего возраста; б) насколько уровень мотивации учащихся определенного класса соответствует «возрастным нормам», поставленным целям и задачам, трудностям учебного труда. 3. Изучение исходного уровня мотивации. Этот шаг необходимо обязательно выполнить, чтобы можно было в дальнейшем обоснованно судить об изменениях, происшедших в мотивационной сфере обучаемого. 4. Изучение превалирующих мотивов. При этом требуется определить, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности обучаемого или микрогруппы коллектива, в которую он входит. Нужно помнить, что нет мотивов «хороших» или «плохих», все они важны, только по-разному влияют на процесс и результаты обучения. 5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации. Если педагог не может «дойти» до каждого учащегося, то особенности мотивации хотя бы наиболее представительных подгрупп класса он должен знать обязательно. 6. Анализ причин изменения (снижения, стабильности, повышения) мотивации. Такими причинами могут быть недостаточный уровень развития (сформированности) самой мотивационной сферы, низкая обученность, неразвитость учебной деятельности, низкая обучаемость и другие. 7. Формирование должных мотивов. Оно осуществляется преподавателем в ходе учебно-воспитательного процесса в контексте решения всех других задач. Не может и не должно быть никаких специальных упражнений или тестов «на мотивацию». В комплексе используются различные методики, в том числе: переключение с одного вида работы на другой, использование заданий оптимальной трудности, соревнование и другие. Иногда практикуется «создание помех» нормальному течению учебного процесса, чтобы посмотреть, готовы ли обучаемые преодолевать трудности для удовлетворения познавательной потребности. 8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий. После проделанной работы целесообразно подвести ее итоги и проанализировать произошедшие изменения. Наиболее очевидными показателями будут реальные поступки обучаемых, изменение их отношения к учению. Рассмотрим методы изучения, активизации и развития мотивации учения. Среди специальных приемов изучения мотивации выделим: а) создание ситуаций. Смысл данного приема в том, чтобы посмотреть, как будет изменяться поведение обучаемых при изменении условий; б) прием выбора партнера. Применяется, чтобы изучить степень самостоятельности мотивов, зависимость их от взаимодействия с другими; в) прием неоконченных предложений. Обучающимся предъявляются 10 предложений, которые нужно дописать. Например: «Я думаю, что когда...», «Я был бы рад, если бы...» и т.п.; г) прием неоконченного рассказа. То же самое, что и в предыдущем, но с более развернутым содержанием; д) рассказ по картинке, воображаемые ситуации. Основывается на утверждении психологов, что обучаемые при этом невольно раскрывают волнующие их проблемы, свое к ним отношение. Приемы самомотивации обучаемым должен подсказать преподаватель. Воспользуетесь этими советами, когда придете в образовательное учреждение. Стратегия самомотивации из десяти пунктов: 1. Стратегия: планируйте на долгосрочную перспективу. 2. Партнерство: ищите такого партнера по обучению, от общения с которым вы сможете что-то позаимствовать и которому вы тоже сможете что-то дать. 3. Структурирование: установите постоянное время занятий (часы, дни недели). 4. Приближенное планирование: определите в общем виде цели и задачи своего обучения. 5. Мотив: выясните, каким образом вы можете ввести содержание обучения в вашу сегодняшнюю или завтрашнюю профессиональную практику, просто в повседневную жизнь. 6. Постепенность: разделите содержание обучения на легко усваиваемые разделы и начинайте с усвоения содержания средней трудности, затем переходите к трудным и, наконец, к легким. 7. Дополнение: попробуйте дополнить изучаемое содержание своими рисунками, примечаниями, структурными схемами. А кто-то, может быть, отважится и поспорить. 8. Награда: скажите себе приятные слова, выполнив задание. 9. Расширение: по отдельным, интересующим вас темам читайте дополнительную литературу или обсудите ее с товарищами, преподавателем. 10. Сбережение: чтобы знания были прочными, повторяйте основное содержание, закрепляйте изученный материал с помощью упражнений. Педагогу необходимо: • поддерживать ровный стиль отношений между всеми участниками педагогического процесса; • ободрять обучаемых при возникновении у них трудностей; • поддерживать положительную обратную связь; • заботиться о разнообразии методов преподавания учебного материала. Постоянно актуальными остаются советы: • приучать обучаемых к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность; • поощрять выполнение заданий повышенной трудности; • учить четко определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки; • формировать чувство долга, ответственности; • учить предъявлять требования, прежде всего, к самому себе. Среди множества советов педагогам по изучению и развитию мотивации выделим следующие. Дети отличаются любопытством. Поэтому они проявляют особенное внимание к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается «психологическое насыщение». Учащиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое «двигательное беспокойство». Поэтому педагогам следует помнить об этом «эффекте любопытства». Используйте эффект загадки. Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т. п. Рассмотренные приемы мотивации срабатывают только тогда, когда учащиеся чувствуют себя уверенно. Поэтому одна из самых эффективных форм мотивации заключается в том, чтобы укрепить уверенность в собственных силах. Учащиеся должны иметь обратную связь относительно своих успехов в учебе. Постоянной заботой педагогов остается создание ситуаций для поддерживания у обучаемых общего положительного отношения к учению, преподавателю. Созданию такого отношения могут способствовать методические приемы, широко представленные в литературе. Кроме игр, широко используемых в младших классах, рекомендуются следующие приемы для мотивации обучаемых средних и старших классов: • Обсуждение вопросов, волнующих обучаемых, в том числе и отдаленно связанных с темой урока. • Предоставление возможности обучаемым высказаться, обратить на себя внимание. • Применение взаимоконтроля и взаимопроверки работ и другие. Проверенным способом мотивации является планирование целей и задач обучения самим обучаемым. |