hosting menu left
hosting menu right

top of hosting header
ИМОП Эволюция
ИМОП Эволюция Для педагогов
  • Конкурсы
  • Публикации в СМИ
  • Сертификация сайта
  • Международные дипломы
  • Обмен опытом
  • Пополнение портфолио
ИМОП Эволюция Для учащихся
  • Конкурсы
  • Олимпиады
  • Международные дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Твоческие задания
  • Призы победителям
ИМОП Эволюция Для дошкольников
  • Творческие конкурсы
  • Яркие дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Веселые задания
  • Саморазвитие
  • Призы победителям


bottom of hosting header
website hosting main area top

Сообщения с форума

Тема: В очередной раз поднята т...
Сообщение:
Написал: Зинаида
22 Ноябрь 2018, 16:41:01
Тема: Льгота мотивирующая учить...
Сообщение:
Написал: Зинаида
13 Июль 2018, 14:53:23

Конкурс рисунков

«Живая классика»

Конкурс юных чтецов «Живая классика»

Мы в Контакте Мы в Одноклассниках Мы в Facebook Мы в Twitter
Министерство образования и науки РФ
Конспект урока по русскому языку «Подготовка к сочинению – рассуждению. Содержательный анализ текста».

ГБПОУ  « Невинномысский индустриальный колледж»

Антипенко Людмила Леонидовна.

Конспект урока по русскому языку.

Тема урока: «Подготовка к сочинению – рассуждению.

Содержательный анализ текста».

Цели урока:

Воспитательные:

- формирование культуры речи, повышение требовательности к своей речи;

-воспитание у подростков критического отношения к порокам, в том     числе жадности;

-воспитание бережного отношения к языку.

Образовательные:

- подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения на основе содержательного анализа исходного текста;

- повторение знаний о публицистическом стиле речи;

- формирование практических умений, необходимых для анализа текста и  успешного написания сочинения.

Развивающие:

-дальнейшее развитие коммуникативной,  лингвистической   компетентностей учащихся;

-умение осмысленно читать текст;

- умение определять проблематику текста;

- умение видеть в тексте автора и его отношение к тому, о чём он пишет;

-умение видеть в тексте языковые средства выразительности;

- умение создавать собственное высказывание на основе исходного текста.

Задачи: закрепить умения;

-формулировать основную проблему исходного текста;

- комментировать проблему с опорой на текст;

-определять позицию автора и отражать её в сочинении;

-формулировать главную мысль текста;

-излагать собственное мнение по проблеме с привлечением   аргументов.

Тип урока: урок развития речи.

Методы: проблемный, исследовательский (анкетирование  родителей), частично – поисковый (использован при  работе с текстом),  репродуктивный метод  (работа по опорным схемам), дифференцированное обучение.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Приёмы: постановка проблемы, выразительное чтение, анализ текста, составление плана, работа со словарями.

Вид урока: практикум.

Оборудование: схемы, шаблоны для написания сочинения.

В качестве домашнего задания учащимся предлагалось записать высказывания великих людей о понятии «жадность». Учащиеся проводили анкетирование родителей: «Какие качества родители воспитывают в своих детях?» Подготовительная работа велась в группах.

Ход урока.

1) Организационный  момент. Подготовка к активной познавательной деятельности. Психологический настрой на урок, умение переключить внимание на учебную деятельность.

2) Сообщение темы.

3) Целеполагание и мотивация. Вовлечение учащихся в процесс постановки целей и задач урока.  Осознание целей урока каждым учащимся.

- Сегодня на уроке, используя полученные знания, мы будем проводить содержательный анализ текста. Каков будет итог нашей работы?

Написать сочинение - рассуждение на основе исходного текста - это цель нашего урока.

-Что нужно уметь, чтобы правильно написать сочинение-рассуждение?  Какие задачи сегодня мы должны решить, к каким результатам прийти в   конце урока (исходя из темы урока)?

- понять авторский текст,

- сформулировать проблему исходного текста,

- прокомментировать её с опорой на текст,

- сформулировать позицию автора текста по данной проблеме,

- сформулировать собственную позицию и аргументировать её,

-  написать сочинение-рассуждение.

Целью содержательного анализа текста является выявление авторского замысла.

-Что такое авторский замысел?

Это понимание того, как автор задумывает и создаёт текст, глубокий по мысли, яркий по форме и интересный  для адресата.

Обращаю ваше внимание, что все произведения, которые будут звучать на уроке, вы можете использовать в своём сочинении в качестве литературных аргументов.

4) Работа по теме урока.

Проверка домашнего задания.

- Начнём урок с проверки домашнего задания. Дома вы должны были найти высказывания великих людей о понятии «жадность».

Некоторые из высказываний:

«Изгони из сердца жадность, ничего не жди от мира. И тотчас  безмерно щедрым мир покажется тебе.» Абу Абдаллах Джафар Рудаки

«Скупость сушит душу.» Александр Дюма.

«Жадность – корень всех зол.» Джефри Чосер.

«Высшее богатство – отсутствие жадности.» Луций Анней Сенека (младший).

- Сколько же известных людей размышляло на эту тему, и не один из них не одобряет и не восхваляет жадность. Жадность – это рабство души! Зависимость от материальных ценностей. Д.С. Лихачев в письме «О русской интеллигенции» писал: «Меня не удовлетворяют словарные определения слова «жадность». «Стремление удовлетворить чрезмерное, ненасытное желание чего-либо» или «скупость, корыстолюбие» (это из одного из лучших словарей русского языка — четырехтомного, первый том его вышел в 1957 году). В принципе это определение четырехтомного «Словаря» верно, но оно не передает того чувства отвращения, которое меня охватывает, когда я наблюдаю проявления жадности в человеке. Жадность — это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим. Иное дело — разумная бережливость; жадность — ее искажение, ее болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.»


- Случайно ли Лихачев обращается с таким заявлением в письме к русской интеллигенции: «Жадность — это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость». Автор призывает воспитывать в каждом человеке отрицание и чуждость этого порока. Иначе душа наша станет желчной. Д.С. Лихачев, как и многие великие люди, стремится избавить это общество от пороков. Но, как и у всякого, у него это не получается. Сегодня мы неслучайно поднимаем проблему жадности и корыстолюбия, ведь она стоит на одной из первых ступеней порочной лестницы.

Известный детский поэт Даниил Хармс говорит о жадности в своем стихотворении «Скупость»:



Люди спят:

Урлы - мурлы.

Над людьми

парят орлы.

Люди спят,

и ночь пуста.

Сторож ходит

вкруг куста.

Сторож он,

не то, что ты,

сон блудливый,

как мечты.

Сон ленивый, как перелет,

руки длинные, как переплет.


Друг за другом люди спят:

все укрылися до пят.

Мы давно покоя рыщем.

Дым стоит над их жилищем.



Голубь-турман вьет гнездо.

Подъезжал к крыльцу ездок.

Пыхот слышался машин.

Дева падала в кувшин.

Ноги падали в овраг.

Леший бегал —

Людий враг.

Плыл орел.

Ночь мерцала —

путник брел.

Люди спали —

я не спал:

деньги я пересыпал.

Я считал свое богатство.

Это было святотатство.

Я все ночку сторожил!

Я так деньгами дорожил.


Всё.



Поэт описывает человека, который понимает, что совершает грех, но он уже настолько болен этим, что ничего поделать не может.

Дмитрий Мережковский в стихотворении «Притча о жадном богаче» предлагает свою трактовку жадности:

На ниве богача был урожай хлебов,
Он думал: «Некуда собрать моих плодов,
Как приготовить дом к такому урожаю?

А вот, что сделаю: все житницы сломаю,
Большие выстрою и соберу туда
Мой хлеб, мое добро, и я скажу тогда
Душе моей: «Душа, простись навек с тревогой,
Покойся, — у тебя лежит именье много
На годы многие: гони заботы прочь.
Ешь, пей и веселись!»

-   «Безумец, в эту ночь
Отнимут жизнь твою, —

сказал Господь.

-  Несчастный,

Кому достанутся твой дом и труд напрасный?»

-  Человек, гонящийся за наживой, алчный человек, совершенно забывает про собственную душу. Душа стала черствой; как бы это странно не звучало, но «в его душе души и не осталось».

Как же мы с вами, современное поколение, относимся к жадности? Что это для нас такое? Откуда она берет свои корни? Нужно ли вырубать эти губительные заросли?

Вот на эти проблемные вопросы мы и попытаемся ответить.

Обратимся к тексту Г. Л. Могилевской. Прочитаем текст (сборники есть у каждого учащегося).

5) Анализ текста. Определение уровня владения учащимися навыками анализ текста.
-  Какова тема текста?

Тема текста обычно предъявляется во вступлении. Цель вступления в публицистических текстах: вызвать у читателя определённое чувство, эмоционально настроить его, создать состояние напряжённого ожидания. Удалось ли автору заинтриговать читателей?

-Что такое деньги в понимании автора?  Какой порок они воплощают?   Найдите определения жадности, алчности, скупости в словарях.

Работа со словарями (толковые словари В. И. Даля, С. И Ожегова, Д. Н. Ушакова, В.В. Лопатина) (обучающиеся работают в группах, каждая группа работает с одним словарем)

Алчный. 1. Жадный, корыстолюбивый. 2. Страстно желающий чего-нибудь, выражающий такое желание (словарь Ожегова и Шведова).

Слово алчность имеет два основных значения. Во-первых, это крайняя жадность, корыстолюбие, во-вторых, страстное желание, стремление к чему-либо. Понятно, что грехом считается первое значение этого слова. Если же человек очень сильно стремится не к деньгам, а, например, к знаниям или новым впечатлениям, это вряд ли можно поставить ему в вину. Впрочем, термины «алчность» и «алчный» сейчас употребляются редко, вместо них используются слова «жадность» и «жадный».

Жадность - 1. Скупость, корыстолюбие, 2. Чрезмерное стремление удовлетворить свое желание.3. Настойчивость в стремлении удовлетворить свое желание. (словарь Ожегова и Шведова)

Здесь стоит сделать одно уточнение. Толковые словари определяют алчность как жадность, а жадность – как скупость, таким образом, алчность фактически приравнивается к скупости, что не совсем верно. Между этими терминами есть принципиальное отличие.

Алчность – это стремление получить как можно больше, а скупость – это стремление потратить как можно меньше. Алчный человек больше печется о приумножении доходов, а скупой – об уменьшении расходов. Правда, в итоге, эффект получается похожим – приумножение богатства, но способы достижения результата отличаются. Термин «жадность» объединяет первое и второе значение. Эта черта личности включает в себя как стремление получать все больше новых благ, так и нежелание расставаться с накопленным богатством. Жадность в переносном смысле может означать сильное желание, страсть – «жадность к жизни», «пить жадно» и т. д. Близким к «скупости» (но положительным качеством) являются термины «расчетливость», «экономность» и «бережливость», которые могут перейти в скупость, если переступят за грань разумного и станут навязчивой идеей.

- Как вы думаете, являются ли синонимами эти три слова (жадность, алчность, скупость)? Да. И все эти слова имеют отрицательные оттенки значения.

- Попробуйте определить стилевую принадлежность текста и  ведущий тип речи.

- К какому стилю отнесём текст?

- Какому адресату предназначен текст?

- Каковы цели публицистического стиля и его основные признаки?

Обычно писатели обращаются к публицистическому стилю, когда хотят привлечь внимание к каким-то общественно-значимым нравственным проблемам, актуальным вопросам современной жизни.

Основная функция произведений публицистического стиля – воздействующая: обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечения к ним общественного мнения, воздействие на людей, формирование определённых взглядов, убеждение в чём-то, побуждение к тем или иным поступкам. Текст написан в таком стиле, что вызывает определённую реакцию у адресата.

-Попробуем определить, какую же проблему выдвигает автор? Что его волнует?  Выберите три-четыре тезиса, которые помогут сформулировать проблемы текста. Проблема текста – это сложный вопрос, который требует исследования, это “сквозная” мысль, волнующая автора.

Групповое задание: 1-я группа пытается сама сформулировать круг проблем. 2-я, 3-я – из списка возможных проблем выделяет основные. Вместе пробуют выбрать именно ту проблему, над которой будут работать на уроке.

Примерный круг проблем:

Проблема определения роли денег в жизни общества.

Проблема преодоления жадности.

Проблема формирования у ребенка правильного отношения к деньгам. Проблема необходимости воспитания в детях доброты и бескорыстия.

Проблемы сформулированы. Очень важным элементом в написании сочинения является определение позиции автора.

Самостоятельное задание: каждый ученик пытается соотнести проблему с позицией автора (проверка по эталону, приложение 1)

Проблема

Позиция автора

1.Проблема определения роли денег в жизни общества.

А. Доброту и бескорыстие в детях родители должны воспитывать на личном примере.

2.Проблема преодоления жадности.

Б. Деньги являются средством распределения материальных благ по труду, а не целью существования, не основой престижа и влиятельности личности.


3.Проблема формирования у ребенка правильного отношения к деньгам.

В. С проявлениями жадности необходимо бороться, иначе из жадных детей могут вырасти жадные взрослые.

4.Проблема необходимости воспитания в детях доброты и бескорыстия.

Г. Воспитание правильного взгляда на роль денег состоит в том, чтобы внушить детям истинное значение денег, показать их действительное место в ряду основных жизненных ценностей: познания, творческого труда, духовного и интеллектуального общения.

Сегодня мы будем работать над проблемой преодоления жадности.

-Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор исходного текста рассматривает данную проблему (сформулированную вами).

Проблема социально-значимая, важная, острая, злободневная, актуальная, серьезная, сложная.

Автор не зря обращается к этому вопросу (Нужно ли бороться с проявлением жадности еще в детском возрасте?).  Почему

Г. Л. Могилевская пытается раскрыть эту проблему через образ маленькой девочки? Это делается неслучайно, потому что именно в детском возрасте закладываются основные нравственные ориентиры.

- Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения?

- Почему автор предпочёл именно эту проблему?

- Актуальна ли она?

- Насколько злободневна сейчас?

- Докажите это словами текста.

- Как сам автор отвечает на поставленный вопрос?

- Как характеризует автора выбор данной проблемы?

Эта проблема является очень злободневной. Скупость меняет людей, тем самым, гонясь за наживой, душа их тоже становится скупа. Мы становимся скупыми на чувства. Мы становимся черствыми и бездушными. Так, сегодня, пройдя мимо нуждающегося, мало кто бросит монетку в его шляпу. От этой монетки в нашем кармане ничего не изменится, но именно жадность, порою, душит нас в таких ситуациях.

В данном тексте автор декларирует кодекс морали, нравственные ориентиры. И его очень волнует эта острая проблема.

-Каков тип речи?

Рассуждение с элементами описания. Автор выдвигает тезис и доказывает его.

- Итак, тема текста и проблематика определены.

- Теперь нам следует изложить авторскую позицию по данной проблеме текста, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?

- Нам легче будет прокомментировать позицию автора, если мы понаблюдаем за композицией текста.

-Сколько частей можно выделить в тексте? Выделим части текста.  Помните, что границы микротем часто совпадают с абзацами. Однако количество микротем и абзацев не всегда совпадает: в одном абзаце может быть две микротемы или микротема может занимать два абзаца. Кроме того, есть так называемые «свободные» предложения. Они открывают и заканчивают текст, комментируют мысль, выраженную в микротеме, и поэтому автор может вынести их в отдельный абзац.  В заключении повторяется основная мысль, высказанная во вступлении.

Г.Л. Могилевская пытается нам показать, что из скупых детей могут вырасти скупые взрослые. И чтобы избежать этого, необходимо воспитывать своих детей, учить их доброте: той доброте, которая является синонимом щедрости.

- Сформулируйте главные мысли каждой части.

-Деньги – вот что является регулятором отношений между людьми. Как научить ребенка правильно относиться к материальным ценностям? Предложения  2-5.

-Пример жадности в детском возрасте. Осознанно ли это чувство? Предложения 7-11.

-Нужно ли принимать какие-то меры в борьбе с жадностью? Так ли это серьезно в детском возрасте?  Предложения 12-17.

-Лишь только собственным примером мы можем помочь ребенку понять, как должно быть и как быть не может вообще. Предложения 20-24.

-В предложениях 36-39 автор рассуждает о том, чему же нужно воспитывать детей. Настаивает на том, что необходимо учить доброте, и не забывать, что у доброты много проявлений, в том числе и быть щедрым.

-Какова главная мысль текста, его идея? Чтобы определить идею текста, выполним тест.

-В каком предложении заключена идея текста: 1) 6 2) 14    3) 29

-Главная мысль текста выражена в побуждении к действию, в призыве автора в предложении  № 38.

«У слова добрый есть еще и другой смысл: нежадный, щедрый».

В каких предложениях открыто звучит авторская позиция?

Предложения 14,16.

-Какова ваша позиция? Согласны ли вы с автором, его мыслями? Надо ли бороться с проблемой жадности? Сформулируйте и аргументируйте собственное отношение  к поставленной проблеме.

Ответы учащихся с привлечением дополнительного материала (работа в группах).

-Как мы можем решить данный вопрос? Что говорит по этому поводу автор?

Ответ на этот вопрос содержится в предложениях 17-19.

-Как же бороться с жадностью? Что по этому поводу считает автор? (Предложения 20-24).

-Семья - это тот элемент формирования личности, который является главным пазлом всей картинки. И только пример родителей может заложить фундамент, из которого вырастет человек с правильными нравственными ориентирами.

-Ребята, мы с вами провели содержательный анализ текста. А теперь давайте подумаем, какие произведения и образы можно использовать в качестве литературных аргументов?

Д.И. Фонвизин «Недоросль». Семья Простаковых – яркий пример скупости.

Н.В. Гоголь «Мертвые души». Образ помещика Плюшкина.

Оноре де Бальзак «Гобсек». Образ ростовщика Гобсека.


6) Групповая дифференцированная работа.  Выполнение заданий в ходе самостоятельной работы учащихся.

-Приступаем к работе! (Каждая микрогруппа получает лист бумаги с названием микротемы.)

Первая  микрогруппа пишет вступление,

вторая - формулирует и комментирует позицию автора,

третья - аргументирует собственное мнение, опираясь на жизненный и читательский опыт.

К концу урока из фрагментов результатов групповой деятельности получается связный текст. В качестве литературных аргументов можно использовать произведения, прозвучавшие на уроке).

Выступления учащихся, анализ выполненной работы.

7)  Подведём итоги урока:

-  Заинтересовала ли вас тема урока? Что нового узнали?

- Насколько вы удовлетворены собственной (индивидуальной) работой на уроке?

- Насколько вы удовлетворены коллективной (групповой) работой?

- Что вам дал сегодняшний урок?

- Что пожелаете своим одноклассникам?

- Всем спасибо за работу.

8) Домашнее задание.

1 уровень:

Написать сочинение-рассуждение, раскрывающее проблему преодоления жадности (по тексту Г. Л. Могилевской).

2 уровень

Написать сочинение-рассуждение, раскрывающее другую проблему текста. (по тексту Г. Л. Могилевской).


Приложение 1.

Проблема

Позиция автора

1.Проблема определения роли денег в жизни общества.

Б. Деньги являются средством распределения материальных благ по труду, а не целью существования, не основой престижа и влиятельности личности.

2.Проблема преодоления жадности.

В. С проявлениями жадности необходимо бороться, иначе из жадных детей могут вырасти жадные взрослые.

3.Проблема формирования у ребенка правильного отношения к деньгам.

Г. Воспитание правильного взгляда на роль денег состоит в том, чтобы внушить детям истинное значение денег, показать их действительное место в ряду основных жизненных ценностей: познания, творческого труда, духовного и интеллектуального общения.

4.Проблема необходимости воспитания в детях доброты и бескорыстия.

А. Доброту и бескорыстие в детях родители должны воспитывать на личном примере.


Сочинение


Д.С. Лихачев в своем письме «О русской интеллигенции» писал: «Жадность -  это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость…». Это качество уничтожает нашу душу. Жадность должна быть враждебна каждому. В предложенном для анализа тексте известный публицист Г.Л. Могилевская поднимает проблему преодоления жадности.

Чтобы привлечь внимание читателей, автор раскрывает проблему на примере маленькой девочки Алены, которая, на просьбу дать ей игрушку, неизменно отвечала решительным отказом. Родители Алены объявили войну жадности ребенка. Собственным примером они показывали, что нужно быть щедрым. Родственники дарили друг другу подарки, часто обсуждая выбор подарка с Аленой. Публицист подчеркивает это неслучайно: нравственные ориентиры закладываются и формируются именно в детском возрасте.

Свою позицию Г. Л. Могилевская выражает точно и однозначно. С проявлением жадности в детском возрасте необходимо бороться, иначе из жадных детей могут вырасти жадные взрослые.

Нельзя не согласиться с мнением автора. Действительно, жадность – это порок, а пороки необходимо искоренять. Родители должны воспитывать доброту и бескорыстие в детях. В доказательство этому Г.Л. Могилевская определяет слова «доброта и щедрость» как синонимы.

В качестве аргумента можно привести следующий литературный пример. Вспомним поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души». Очень яркий и запоминающийся образ помещика Плюшкина. Жадность убивает в нем все человеческие качества. Человек настолько погряз в своем убогом мире  мире, как в болезни, что не представляет себе другой жизни.

В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» нам представляется целая семья скупых людей – Простаковы. Госпожа Простакова постоянно стремится получить как можно больше денег, жадность душит ее. А яблоко от яблони недалеко падает: сын Митрофан перенимает от матери все пороки: скупость, корыстолюбие. Митрофан (от греческого) – равный матери, похожий на мать. Так и каждый ребенок равен своим родителям.

Воспитывая своих детей, каждый должен помнить, что жадность – это одно из самых худших качеств человека. Еще в детском возрасте оно может надломить тонкий прутик еще не сформировавшейся яблони. И чтобы этого избежать, мы с вами должны помнить: у слова «добрый» есть и такой смысл «нежадный, щедрый» – самый обыкновенный и тоже очень нужный для жизни смысл.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Новое на сайте

Популярные конкурсы

Популярные методики

Последние новости


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Информационно-методическое объединение педагогов "Эволюция", 2013-2017
Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС77-63612
Все дипломы соответствуют требованиям ФГОС и аттестации педагогических работников