Меню
Сообщения с форума
Интеграция, как способ активизации двигательной активности детей |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 14 «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ «ОЛЕНЕНОК» «Интеграция, как способ активизации двигательной активности детей» Подготовила: МБДОУ «Детский сад № 14 «Оленёнок» Бахарева Светлана Викторовна г. Норильск Одной из важнейших задач ДОУ является охрана и укрепление здоровья детей. За последнее десятилетие наблюдается рост общей заболеваемости детей в возрасте от рождения до 14 лет. Ухудшение здоровья детей долгое время рассматривалось лишь как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и ряда других факторов. Не менее значимо отрицательное воздействие на здоровье комплекса педагогических факторов. К ним относят, прежде всего, интенсификацию учебно-познавательной деятельности (постоянное увеличение объема и темпа учебной нагрузки), преждевременное начало дошкольного систематического обучения, несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям детей, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации образовательного процесса. Поэтому возникает необходимость обеспечения баланса разных видов активности детей в течение дня. При этом не менее 50% времени должны составлять занятия эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла. Среди последних предпочтение следует отдавать двигательно-активным формам деятельности детей. Наряду с этим, обращается внимание на целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. Для гармоничного психофизического и социального развития детей большинство зарубежных программ объединяет акцент на интегрированный характер учебного курса, т.е. отказ от проведения занятий по отдельным дисциплинам и гибкость форм и методов работы воспитателя. Подобные подходы одна из тенденций развития современной зарубежной педагогики, корни которой просматриваются в идеях педагогов второй половины XIX -начала XX вв.
Любая отрасль знания развивается в следующей последовательности: от наблюдения к обобщению, затем к дифференциации - разделению на составные части, т.е. узкие предметы в школе или разделы программы в ДОУ, далее происходит интеграция-объединение частей в целое. Эти последовательные этапы касаются и практической педагогики. Множество технологий накопила педагогика, теперь стремиться к интеграции, т.к. обособленность знаний порождает у детей отрывочные представления об окружающем мире. Ценность знаний о нем в виденье не только фактов, но и взаимосвязей. Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в сфере физического воспитания. Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач. Суть учебного материала, выбранного для интеграции, представлена объемно, так как происходит взаимопроникновение содержания одного раздела программы в другой. Это позволяет акцентировать внимание малышей на отдельных компонентах картины мира, но в их взаимосвязи с другими реалиями окружающей действительности, облегчая, таким образом, целостное ее восприятие. Интегрированное занятие по длительности не отличается от обычного, но по содержательности позволяет заменить несколько занятий без ущерба для качества усвоения знаний, развития и здоровья детей. Занятия могут проводиться как со всей группой, так и с подгруппой детей, в зависимости от возможностей данного дошкольного учреждения. Во всех случаях организация занятий по подгруппам предпочтительнее. В практике сложилось несколько подходов к интегрированию содержания: 1. Тематическая организация содержания разных отделов программы 2. Объединение разных видов деятельности; 3. Организация развивающих сред, обеспечивающих целостность развития; 4. Обеспечение интеграции образовательных задач, направленных на 5. Интегрирование содержания на основе общих категорий. В работе с детьми - дошкольниками рассматривается интеграция содержания образования как дидактический принцип, позволяющий объединять разные части образования в единую систему. Интегрирование в задачах развития прослеживаются в программе «Истоки» в следующем: - Задача налаживания дружеских взаимоотношений поставлена в разделах социального развития, развития речи, игровой деятельности; - Освоения пространственных представлений формируются через физическое
развитие, изобразительную и конструктивную деятельность, и т.д. При этом важно обращать внимания на задачи, способные дополнять друг друга. Формы организации обучения разнообразны: это комбинирование, комплектование, комплексные, интегрированные занятия. Комбинированные занятия сочетают несколько дидактических задач, разные виды деятельности, не имеющие логических связей, на пример: рисовали, а затем играли в подвижную игру.
Комплексные занятия, в которых задачи реализуются средствами разных видов деятельности. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой, например: изучение потешки проходит через подвижную игру, игру на музыкальных инструментах, фланелеграф с рассказыванием сюжета потешки, конструктивную задачу, рисование. Интегрированные занятия способствуют социализации детей раннего возраста, соединяют в себе знание из разных образовательных областей на равноправной основе, взаимодополнения друг друга. Интегрированные занятия могут быть очень интересной и, главное, эффективной формой обучения и развития ребят дошкольного возраста. Особенность такого занятия состоит в том, что оно дает возможность объединения нескольких направлений обучения, развития и воспитания дошкольника. Например: на одном занятии - физкультурное развитие, сенсорное восприятие и ознакомление с окружающим миром; или музыка, развитие речи и ознакомление с природой, или изодеятельность, ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Познавательный аспект - в изучении явлении, свойств, качеств предметов рукотворных и существующих в природе + в движения, постоянное взаимодействие с изучаемыми элементами нашей действительности. Карандаши используются в рисовании, но, оказывается, они еще так много умеют - их можно катать в ладошках, по полу, перешагивать, перепрыгивать через них, катания в ладошках развивает мелкую моторику, что является важным действием, как для развития двигательной активности, так и для развития речи. Разноцветные шнурки позволяют развивать как определенные движения, так и зрительное восприятие, а ещё видеть свою половую принадлежность: мальчики возьмут зелёные или синие шнурки, девочки- красные. Фломастеры могут не только рисовать, из них состоит дорожка для босохождения. Пространственное расположение, разноцветье фломастеров
заинтересовывает детей. Осуществляется не только профилактика плоскостопия, дети видят на дорожке домики, заборчики, солнышко. Дорожки для закаливания мокрые и сухие - развивается тактильное восприятие. А ещё дорожки, коврики бывают из различных наполнителей, бывают мягкие и шипованные, канат для профилактики плоскостопия - из волокон. Расширяется познавательный диапазон двигательной деятельности во всех её сферах. Для реализации принципа интеграции педагогу важно видеть программу развития детей, как вектор и при этом владеть разнообразными технологиями и методами обучения. Дети раннего возраста сами по себе купаются в движениях, у них развиваются целеполагание, и этому способствуют не только сюрпризные моменты, но и интеграция других видов деятельности в процессе развития движений. Разносторонние изучения предмета, явления, манипулирование пособиями-муляжами или реальными предметами в двигательной деятельности повышает интерес и активность детей, развивает воображение, способствует полноценному развитию ребёнка, который благодаря интеграции познаёт объект с разных сторон, с позиций разных видов детской деятельности. |