Меню
Сообщения с форума
Духовно-нравственное воспитание детей с нарушениями слуха на народных и христианских традициях |
«Духовно-нравственное воспитание детей с нарушениями слуха на народных и христианских традициях»
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, предприимчивых людей, умеющих строить достойную жизнь. Но при этом наиболее уязвимой сферой педагогической деятельности оказалось нравственное воспитание. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации, основанной на традиционных ценностях отечественной культуры. Мы должны возвратить подрастающему поколению все то лучшее, что создано веками нашими предками. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были «Иванами, не помнящими родства». К.Д. Ушинский писал: “Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”. Целью духовно-нравственного воспитания является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. По своим целям и задачам воспитание глухих школьников совпадает с общими принципами педагогики. Цель социального воспитания глухих детей включает в себя всестороннее развитие личности на основе мобилизации компенсаторных возможностей: преодоление последствий глухонемоты для здорового умственного и физического развития, формирование качеств общечеловеческой нравственности, воспитание активных участников общественного развития. Работа эта очень объемна и многогранна и должна вестись системно. Я выбрала систему работы в следующих направлениях:
Однако в работе с глухими детьми есть своя специфика. В силу ОВЗ этим детям необходимо наглядно-образное восприятие материала. Поэтому большие возможности для успешности в работе педагога дают разработки занятий-презентаций, где дается возможность не только зрительного восприятия учащимися, но и подачи адаптированного нового материала. Традиции и обычаи русского народа создавались на протяжении многих веков и затрагивают многие стороны жизни людей. Через знакомство с народными традициями дети получают представления о той атмосфере, в которой жили и трудились предки. Знакомясь с домостроем на Руси, учащиеся узнавали об истории славянской семьи, ее укладе, условиях проживания и труда людей. О традициях постройки нового дома и устройства его: выбор места, помочи в строительстве, красный угол дома, роль печи, орудия труда. При этом строго соблюдались все поверья. Отличным подкреплением полученных знаний стала экскурсия в музей старинного поселения в г.Козьмодемьянск. Помимо соблюдения огромного числа различных традиций и обычаев среди населения сохраняется вера в многочисленные приметы, которые предсказывают какие-либо события. Поэтому в народе стали создаваться амулеты-обереги, приближающие какое-либо событие, либо ограждающие от какой-либо беды. Знакомство с оберегами показало учащимся их роль и в нашей жизни. В народных праздниках можно проследить взаимосвязь особенностей времен года (изменения в природе и живом мире) и особенности занятий, труда людей в связи с этим. Здесь же узнаем и об отдыхе людей: их игры, развлечения. Учащиеся узнали, что многие обряды (сватовства, свадьбы, гадания) сохранились с давних времен и имеют свое значение. Знакомясь с историей народного костюма, учащиеся познавали мудрость поговорки «По одежке встречают…». Уже много веков назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, к какому роду-племени он принадлежит, каково его общественное и «гражданское состояние», совершеннолетний он или нет, сочетался ли браком и т.д. В устной бытовой речи одежда человека – это три уровня тела человека: верх – голова, средина – грудь, низ – ноги и часть живота. Каждая часть обязательно «обряжались» и не просто так, а со смыслом. За каждым названием стоит миф, предание. Поэтому и в головных уборах, и в одежде, и в обуви ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус – внутренняя суть коренного русского человека. Народная кухня также богата традициями, в которых отразилось мудрое отношение к здоровью человека. Русские каши, пряники, традиции чаепития не потеряли актуальности и сегодня. Во многом прослеживается связь русской кухни с христианскими обрядами. Так появились традиции выпекания блинов, обрядового печенья, куличей. Работая в этом направлении, я разработала серию занятий: «Строительство дома – дело семейное». «Убранство русской избы». «Все о русской печке». «Русское гостеприимство». «Наш помощник Домовой». «Не строй домок из чужих досок». И обобщающее занятие по теме «Домострой на Руси». Основы православной культуры. Общество уже осознало, что необходимо вернуться к истокам нашей тысячелетней культуры, основа которой зиждется на духовности. А духовность народа с момента крещения Руси формировало Православие. Христианство принесло на Русь новые культурные ценности: грамотность, архитектуру, живопись, веру в Богочеловека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта. Соблюдение традиций порождает связь между прошлым и будущим. Знакомство с иконами приобщает учащихся к древнерусской живописи, наполненной глубоким смыслом, личным отношением художника к содержанию изображения. Расширяются познания о святых России: Георгий Победоносец, Пресвятая Богородица, Серафим Саровский и другие. Храм в православной крестьянской традиции - это не только место совершения основных православных обрядов, но и духовный центр верующего православного населения, способствующий приближению человека к Богу. Храмы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром поселения. Это были святыни, в которых наиболее полно воплотились творческие возможности русских зодчих. Для работы в этом направлении были разработаны серия занятий по «Русским народно-христианским праздникам»: «Батюшка Покров» «История празднования Нового года на Руси» «Рождество Христово» «Светлый праздник Пасхи» «Праздник святой Троицы» «Праздник Ивана Купала» И обобщающее занятие «Калейдоскоп русских праздников»
Духовное наследие представлено богатейшим народным фольклором. Знакомство учащихся с загадками, пословицами, поговорками, сказками, прибаутками приобщает их к общечеловеческим нравственным ценностям: ведь именно в них сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, храбрости, верности и трудолюбии. Народная мудрость метко и кратко высмеивает человеческие недостатки, оценивает жизненные позиции и качества человека, особо выделяет уважительное отношение к труду, «золотым» рукам человека. Весь этот богатейший материал познавательного и нравственного развития детей находит применение не только на внеклассных занятиях, но и в повседневной жизни, на школьных предметах. На эту тему было проведено обобщающее занятие «Если хочешь хорошо учиться, фольклор очень пригодится» - речевая встреча двух классов. Так же получилось интересным и познавательным занятие, совместное с учащимися Цивильской школы-интерната (республика Чувашия) «По страницам сказки «Царевна-Лягушка», построенное на использовании устного народного творчества. Православные сказки базируются также на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях. В них присутствует функция воспитания здорового образа жизни, охраны человека от пагубных увлечений, пристрастий, действий. А еще эти сказки учат, что из любой ситуации есть выход: не всегда легкий, но есть. Разговор о ценностях, идущий в ненавязчивой сказочной форме, позволяет откорректировать аспекты поведения, снизить уровень тревожности и агрессивности, наладить взаимоотношения с близкими людьми. Художественно-эстетическое развитие. Россия всегда отличалась своей самобытностью. И одной из отличительных особенностей являлись народные промыслы. Их красота неповторима, вызывает восторг и радость. Народное декоративное искусство – неиссякаемый источник народной мудрости, нравственного здоровья, источник красоты. Приемы мастеров поражают богатством орнаментов, многообразием технических приемов, широтой сюжетной тематики. Знакомство с декоративно-прикладным творчеством закладывает в детях образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, пробуждает интерес к культурному наследию нашей страны. Приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству дает не только возможность овладения определенными навыками рукоделия, но и обогащает душу человека через осознание красоты труда, создание эстетически выразительных изделий. Приобщению к художественно-эстетическому развитию учащихся очень способствует и занятия народной хореографией, в которой отражается не только красота движений народных танцев, но и их характеры. Мной были разработаны и проведены презентационные о народных промыслах России: «Наша русская матрешка», «Городецкая игрушка», «Золотая хохлома», «Павлово-посадские платки». Важное значение имеют занятия учащихся в кружках «Рукоделие», «Резьба по дереву», экскурсии учащихся на выставки: «Россия глазами Ильи Глазунова», «Праздники и традиции», «Музей русского театра» и республиканскую выставку «Народные промыслы», где были выставлены и их кружковые работы. Экология. Целостность человека во многом определяется его связью с природой. Поэтому так же важным направлением работы является экологическое. Большую помощь в организации этой работы мне оказали занятия детей в кружках ДТЮ «Зеленый мир» и «Природа и фантазия». В основу программы кружка «Зеленый мир» заложена краеведческая, эколого-биологическая направленность, целью которой является повышение познавательного интереса учащихся к истории и природе родного края, расширение представлений об особенностях взаимодействия человека и природы. В результате у детей пополнились знания о природной среде, о причинах и следствиях нерационального природопользования и путях решения этих проблем. О животном и растительном мире. Они учились наблюдать и ухаживать за живыми объектами зооуголка. Мы являлись участниками природоохранных экологических акций «Спасатели животных спешат на помощь» и «Живой океан в твоих руках», в конкурсе «Наш зеленый друг». Трижды ребята нашего класса становились победителями сбора макулатуры под девизом «Спасем деревья». Свои трудом по сбору мы спасли от вырубки более 200 деревьев. Регулярными стали и экологические рейды по уборке от мусора территории близлежащего пруда, берегов реки Кокшага. Большую роль в познании родного края сыграли экскурсии по заповедным местам республики: в заповедник Марий Чодра, по экологической тропе Карман-Курык, на Кленовую и Ледовую горы, к источнику «Зеленый ключ». Занятия в кружке «Природа и фантазии» помогли учащимся стать ближе к природе, увидеть в ней вечную красоту жизни. Выполнение работ из различных природных материалов (соломка, береста, камыш, лоза, сухоцвет и др), использование различных подсобных материалов способствовали пробуждению интереса к творчеству, к более глубокому изучению народных ремесел и в то же время умению находить применение бросовому материалу для преображения в эстетическую вещь. Взаимодействие с семьей. Базой для становления духовно - нравственной личности является семья. Поэтому взаимодействие семьи и школы в этом процессе считаю обязательным. Необходимо привлекать внимание родителей к внутреннему миру собственных детей, к их интересам, проблемам, к их жизни в кругу друзей и товарищей. Одним из необходимых условий формирования духовно - нравственной культуры может стать наличие интересного и необходимого дела, объединяющего детей и взрослых общей заботой и деятельностью. Мы начали работу по созданию каждым из ребят презентации о своей семье. На лето было дано задание: подобрать фотографии, рассказы о красоте родных мест, работе и отдыхе своей семьи – интересные поездки, мероприятия. Результатом стали презентации детей: «Калейдоскоп интересных дел моей семьи» «Рецепты нашей семьи» «Моя малая родина» «След Великой Отечественной войны в моей семье». Таким образом, осуществляя комплексный подход к воспитанию гармоничной, разносторонне развитой личности, я убеждаюсь, что воспитание учащихся на идеалах истины, добра и красоты поможет им правильно проектировать свое будущее, ощущать себя носителями духовно-нравственного потенциала своего народа. |