hosting menu left
hosting menu right

top of hosting header
ИМОП Эволюция
ИМОП Эволюция Для педагогов
  • Конкурсы
  • Публикации в СМИ
  • Сертификация сайта
  • Международные дипломы
  • Обмен опытом
  • Пополнение портфолио
ИМОП Эволюция Для учащихся
  • Конкурсы
  • Олимпиады
  • Международные дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Твоческие задания
  • Призы победителям
ИМОП Эволюция Для дошкольников
  • Творческие конкурсы
  • Яркие дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Веселые задания
  • Саморазвитие
  • Призы победителям


bottom of hosting header
website hosting main area top

Сообщения с форума

Тема: В очередной раз поднята т...
Сообщение:
Написал: Зинаида
22 Ноябрь 2018, 16:41:01
Тема: Льгота мотивирующая учить...
Сообщение:
Написал: Зинаида
13 Июль 2018, 14:53:23

Конкурс рисунков

«Живая классика»

Конкурс юных чтецов «Живая классика»

Мы в Контакте Мы в Одноклассниках Мы в Facebook Мы в Twitter
Министерство образования и науки РФ
Духовно-нравственное воспитание детей с нарушениями слуха на народных и христианских традициях

«Духовно-нравственное воспитание

детей с нарушениями слуха

на народных и христианских традициях»

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.

Современное общество требует образованных, предприимчивых людей, умеющих строить достойную жизнь. Но при этом наиболее уязвимой сферой педагогической деятельности оказалось нравственное воспитание.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов.

Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации, основанной на традиционных ценностях отечественной культуры.

Мы должны возвратить подрастающему поколению все то лучшее, что создано веками нашими предками. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были «Иванами, не помнящими родства».

К.Д. Ушинский писал: “Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”.

Целью духовно-нравственного воспитания является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

По своим целям и задачам воспитание глухих школьников совпадает с общими принципами педагогики. Цель социального воспитания глухих детей включает в себя всестороннее развитие личности на основе мобилизации компенсаторных возможностей: преодоление последствий глухонемоты для здорового умственного и физического развития, формирование качеств общечеловеческой нравственности, воспитание активных участников общественного развития.

Работа эта очень объемна и многогранна и должна вестись системно. Я выбрала  систему работы в следующих направлениях:

  • Народные обряды и традиции.
  • Основы православной культуры.
  • Приобщение к духовному наследию.
  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Экологическое направление.
  • Взаимодействие с семьей.

Однако в работе с глухими детьми есть своя специфика. В силу ОВЗ этим детям необходимо наглядно-образное восприятие материала. Поэтому большие возможности для успешности в работе педагога дают разработки занятий-презентаций, где дается возможность не только зрительного восприятия учащимися, но и подачи адаптированного нового материала.

Традиции и обычаи русского народа создавались на протяжении многих веков и затрагивают многие стороны жизни людей. Через знакомство с народными традициями  дети получают представления о той атмосфере, в которой жили и трудились предки.

Знакомясь с домостроем на Руси, учащиеся узнавали об истории славянской семьи, ее укладе, условиях проживания и труда людей. О традициях постройки нового дома и устройства его: выбор места, помочи в строительстве, красный угол дома, роль печи, орудия труда. При этом строго соблюдались все поверья. Отличным подкреплением полученных знаний стала экскурсия в музей старинного поселения в г.Козьмодемьянск.

Помимо соблюдения огромного числа различных традиций и обычаев среди населения сохраняется вера в многочисленные приметы, которые предсказывают какие-либо события. Поэтому в народе стали создаваться амулеты-обереги, приближающие какое-либо событие, либо ограждающие от какой-либо беды. Знакомство с оберегами показало учащимся их роль и в нашей жизни.

В народных праздниках можно проследить взаимосвязь  особенностей времен года (изменения в природе и живом мире) и особенности занятий, труда людей в связи с этим. Здесь же узнаем и об отдыхе людей: их игры, развлечения. Учащиеся узнали, что многие обряды (сватовства, свадьбы, гадания) сохранились с давних времен и имеют свое значение.

Знакомясь с историей народного костюма, учащиеся познавали мудрость поговорки «По одежке встречают…». Уже много веков назад нашим предкам было достаточно  один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, к какому роду-племени   он принадлежит, каково его общественное и «гражданское состояние», совершеннолетний он или нет, сочетался ли браком и т.д.

В устной бытовой речи одежда человека – это три уровня тела человека: верх – голова, средина – грудь, низ – ноги и часть живота. Каждая часть обязательно «обряжались» и не просто так, а со смыслом. За каждым названием  стоит миф, предание. Поэтому и в головных уборах, и в одежде, и в обуви ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус – внутренняя суть коренного русского человека.

Народная кухня также богата традициями, в которых отразилось мудрое отношение к здоровью человека. Русские каши, пряники, традиции чаепития не потеряли актуальности и сегодня.

Во многом прослеживается связь русской кухни  с христианскими обрядами. Так появились традиции выпекания блинов, обрядового печенья, куличей.

Работая в этом направлении, я разработала серию занятий:

«Строительство дома – дело семейное».

«Убранство русской избы».

«Все о русской печке».

«Русское  гостеприимство».

«Наш помощник Домовой».

«Не строй домок из чужих  досок».

И обобщающее занятие по теме «Домострой на Руси».


Основы православной культуры.

Общество уже осознало, что необходимо вернуться к истокам нашей тысячелетней культуры, основа которой зиждется на духовности. А духовность народа с момента крещения Руси формировало Православие. Христианство принесло на Русь новые культурные ценности: грамотность, архитектуру, живопись, веру в Богочеловека.

Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека.

Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта. Соблюдение традиций порождает связь между прошлым и будущим.

Знакомство с иконами приобщает учащихся к древнерусской живописи, наполненной глубоким смыслом, личным отношением художника к содержанию изображения. Расширяются познания о святых России: Георгий Победоносец, Пресвятая Богородица, Серафим Саровский и другие.

Храм в православной крестьянской традиции - это не только место совершения основных православных обрядов, но и духовный центр верующего православного населения, способствующий приближению человека к Богу. Храмы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром поселения. Это были святыни, в которых наиболее полно воплотились творческие возможности русских зодчих.

Для работы в этом направлении были разработаны серия занятий по «Русским народно-христианским праздникам»:

«Батюшка Покров»

«История празднования Нового года на Руси»

«Рождество Христово»

«Светлый праздник Пасхи»

«Праздник святой Троицы»

«Праздник Ивана Купала»

И обобщающее занятие «Калейдоскоп русских праздников»

Духовное наследие представлено богатейшим народным фольклором. Знакомство учащихся с загадками, пословицами, поговорками, сказками, прибаутками приобщает их к общечеловеческим нравственным ценностям:  ведь именно в них  сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, храбрости, верности и трудолюбии. Народная мудрость метко и кратко высмеивает человеческие недостатки, оценивает жизненные позиции и качества человека, особо выделяет уважительное отношение к труду, «золотым» рукам человека.

Весь этот богатейший материал познавательного и нравственного развития детей находит применение не только на внеклассных занятиях, но и в повседневной жизни, на школьных предметах. На эту тему было проведено обобщающее занятие  «Если хочешь хорошо учиться, фольклор очень пригодится» - речевая встреча двух классов.  Так же получилось интересным  и познавательным  занятие, совместное с учащимися Цивильской школы-интерната  (республика Чувашия) «По страницам сказки «Царевна-Лягушка», построенное на использовании устного народного творчества.

Православные сказки базируются также на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях. В них присутствует функция  воспитания здорового образа жизни, охраны человека от пагубных увлечений, пристрастий, действий. А еще эти сказки учат, что из любой  ситуации есть выход: не всегда легкий, но есть. Разговор о ценностях, идущий в ненавязчивой сказочной форме, позволяет откорректировать  аспекты поведения, снизить уровень тревожности и агрессивности, наладить взаимоотношения с близкими людьми.



Художественно-эстетическое развитие.

Россия всегда отличалась своей самобытностью. И одной из отличительных особенностей являлись народные промыслы. Их красота неповторима, вызывает восторг и радость.

Народное декоративное искусство – неиссякаемый источник народной мудрости,  нравственного здоровья, источник красоты. Приемы мастеров поражают богатством орнаментов, многообразием технических приемов, широтой сюжетной тематики.

Знакомство с декоративно-прикладным творчеством закладывает в детях образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, пробуждает интерес к культурному наследию нашей страны.

Приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству дает не только возможность овладения  определенными навыками рукоделия, но и обогащает душу человека через осознание красоты труда, создание эстетически выразительных изделий.

Приобщению к художественно-эстетическому развитию учащихся очень способствует и занятия народной хореографией, в которой отражается не только красота движений народных танцев, но и их характеры.

Мной были разработаны и проведены презентационные о народных промыслах России: «Наша русская матрешка», «Городецкая игрушка», «Золотая хохлома», «Павлово-посадские платки».

Важное значение имеют занятия учащихся в кружках «Рукоделие», «Резьба по дереву», экскурсии учащихся на выставки: «Россия глазами Ильи Глазунова», «Праздники и традиции», «Музей русского театра» и  республиканскую выставку «Народные промыслы», где были выставлены и их кружковые работы.


Экология.

Целостность человека во многом определяется его связью с природой. Поэтому так же важным направлением работы является экологическое.

Большую помощь в организации этой работы мне оказали занятия детей в кружках  ДТЮ «Зеленый мир»  и «Природа и фантазия».

В основу программы кружка «Зеленый мир» заложена краеведческая, эколого-биологическая направленность,  целью которой  является повышение познавательного интереса учащихся  к истории и природе родного края, расширение представлений об особенностях взаимодействия человека и природы.

В результате у детей пополнились  знания о природной среде, о причинах  и следствиях  нерационального природопользования и  путях  решения этих проблем. О животном и растительном мире. Они учились наблюдать и ухаживать за живыми объектами зооуголка. Мы являлись участниками природоохранных   экологических акций «Спасатели животных спешат на помощь» и  «Живой океан в твоих руках», в конкурсе «Наш зеленый друг».

Трижды ребята нашего класса становились победителями сбора макулатуры под девизом «Спасем деревья». Свои трудом по сбору мы спасли от вырубки более 200 деревьев.

Регулярными стали и экологические рейды по уборке от мусора территории близлежащего пруда, берегов реки Кокшага.

Большую роль в познании родного края сыграли экскурсии по заповедным местам республики: в заповедник Марий Чодра, по экологической тропе  Карман-Курык, на Кленовую  и Ледовую  горы, к источнику  «Зеленый ключ».

Занятия в кружке «Природа и фантазии» помогли  учащимся  стать ближе к природе, увидеть в ней вечную красоту жизни. Выполнение работ из различных природных материалов (соломка, береста, камыш, лоза, сухоцвет и др), использование различных подсобных материалов  способствовали пробуждению интереса к творчеству, к более глубокому изучению народных ремесел и в то же время умению находить применение бросовому материалу для преображения в эстетическую вещь.


Взаимодействие с семьей.

Базой для становления духовно - нравственной личности является семья. Поэтому взаимодействие семьи и школы в этом процессе считаю обязательным. Необходимо привлекать внимание родителей к внутреннему миру собственных детей, к их интересам, проблемам, к их жизни в кругу друзей и товарищей. Одним из необходимых условий  формирования духовно - нравственной культуры может стать наличие интересного и необходимого дела, объединяющего детей и взрослых общей заботой и деятельностью.

Мы начали работу по созданию каждым из ребят презентации о своей семье. На лето было дано задание: подобрать фотографии, рассказы  о красоте родных мест, работе и отдыхе своей семьи – интересные поездки, мероприятия.

Результатом стали презентации детей:

«Калейдоскоп интересных дел моей семьи»

«Рецепты нашей  семьи»

«Моя малая родина»

«След Великой Отечественной войны в моей семье».


Таким образом, осуществляя комплексный подход к воспитанию гармоничной, разносторонне развитой личности, я убеждаюсь, что воспитание учащихся на идеалах истины, добра и красоты поможет им правильно проектировать свое будущее, ощущать себя носителями духовно-нравственного потенциала своего народа.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Новое на сайте

Популярные конкурсы

Популярные методики

Последние новости


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Информационно-методическое объединение педагогов "Эволюция", 2013-2017
Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС77-63612
Все дипломы соответствуют требованиям ФГОС и аттестации педагогических работников