hosting menu left
hosting menu right

top of hosting header
ИМОП Эволюция
ИМОП Эволюция Для педагогов
  • Конкурсы
  • Публикации в СМИ
  • Сертификация сайта
  • Международные дипломы
  • Обмен опытом
  • Пополнение портфолио
ИМОП Эволюция Для учащихся
  • Конкурсы
  • Олимпиады
  • Международные дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Твоческие задания
  • Призы победителям
ИМОП Эволюция Для дошкольников
  • Творческие конкурсы
  • Яркие дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Веселые задания
  • Саморазвитие
  • Призы победителям


bottom of hosting header
website hosting main area top

Сообщения с форума

Тема: В очередной раз поднята т...
Сообщение:
Написал: Зинаида
22 Ноябрь 2018, 16:41:01
Тема: Льгота мотивирующая учить...
Сообщение:
Написал: Зинаида
13 Июль 2018, 14:53:23

Конкурс рисунков

«Живая классика»

Конкурс юных чтецов «Живая классика»

Мы в Контакте Мы в Одноклассниках Мы в Facebook Мы в Twitter
Министерство образования и науки РФ
Активизация процесса чувственного и рационального усвоения информации на занятии по психиатрии «Синдром профессионального выгорания»

Ковригина Ирина Сергеевна

врач психиатр, преподаватель

ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж», г. Курск

 

Организация труда специалистов различных профессиональных групп, связанного с интенсивным и нередко напряженным межличностным общением, становится в последние годы объектом все более активного внимания психологии и медицины. Это в полной мере относится и к педагогам, и к медицинским работникам. 

Анализ литературы показал, что проблема выгорания в отечественной психологии практически не разработана. На данный момент имеются лишь единичные исследования (Гришина Н.В, Зеер Э.Ф., Орел В.Е.. Форманюк Т.В.). В зарубежной психологии по данной проблеме имеется достаточное количество как теоретических, так и прикладных работ, однако до сих пор не существует единой точки зрения в понимании этого явления. Малоисследованными остаются также причины и механизмы возникновения психического «выгорания».

В течение последних трех десятилетий проблема исследования феномена профессионального выгорания стала особенно остро. Актуальность этой проблемы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности преподавателя и его роли в учебном процессе, т.к. профессия педагога обладает огромной социальной важностью. Педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию феномена психического « выгорания». Это связано с тех, что профессиональный труд преподавателя отличается очень высокой эмоциональной загруженностью.

В настоящее время профессиональный стресс даже удостоен диагностического статуса в МКБ 10 (Z-73 – «Стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»). Это дает нам основание считать его преморбидным состоянием психики.

Таким образом, профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей « разрядки » или освобождения от них. По существу, профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптивного синдрома - стадия истощения (по Г. Селье). В 1981 г. Э. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Как у любой «болезни», у синдрома профессионального выгорания, есть симптомы, характеризующие это состояние. Их, условно, можно разделить на три основные группы: психофизические, социально- психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относят такие, как:

-     чувство постоянной, не проходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости),

-     ощущение эмоционального и физического истощения;

-     общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

-     частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

-     резкая потеря или резкое увеличение веса;

-     полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 часов утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);

-     постоянная заторможенность, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня.

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относят такие неприятные ощущения и реакции, как:

-     безразличие, скука, пассивность и депрессия;

-     повешенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

-     частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения);

-     чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что- то не так, как надо»);

-     чувство ответственности и постоянное чувство страха, что «не получится».

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относят следующие поступки и формы поведения работника:

-     ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;

-     вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;

-     чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

-     невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях.

Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании?

Во- первых, профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Причем особенно быстро « выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без « сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду.


Во- вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего это женщины, переживающие внутреннее противоречие между рабой и семьей, а также « прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.

В-третьих, синдрому профессионального выгорания больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места.

В- четвертых, это человек, попадающий в новую, непривычную обстановку, в которой должен проявить высокую эффективность.

В- пятых, больше подвержены синдрому профессионального выгорания жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

С меньшим риском для здоровья, синдром профессионального выгорания переживают работники, заботящиеся о своем физическом состоянии, люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Если говорить о характере таких людей то это общительные, самостоятельные, открытые, общительные люди, стремящиеся опираться на свои собственные силы. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности, как в отношении самих себя, так и отношении других людей и жизни вообще.

В последние годы активное внимание привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Они направлены на широкое информирование специалистов коммуникативных профессий о ранних признаках « выгорания» и факторах его риска. Чем раньше и больше узнают преподаватели о признаках этого синдрома, тем больше будет возможностей его избежать или снизить выраженность. Во многих учебных заведения приводятся тренинговые занятия поэтапной трансформации субъективного видения и понимания ситуации с использованием различных стратегий преодоления профессионального стресса. ( В.А. Винокур, Интернет-ресурсы).

Создается система работы с преподавателями по преодолению профессиональной дезадаптации, начинают работу психолого-валеологические центры, сотрудники которых ведут оздоровительную и психологическую работу с преподавателями и со студентами.

Основной задачей в преодолении синдрома профессионального выгорания является использования различных путей становления личностного потенциала профессионального развития, позволяющие в какой- то мере снизить негативное воздействие профессиональной деформации:

-     повышение социально - психологической компетентности и аутокомпетентности;

-     прохождение тренингов личностного и профессионального роста;

-     овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции ;

-     повышение квалификации или рассмотрение возможности перехода на новую квалификационную категорию или должность.

Существуют общие рекомендации по профилактике начального синдрома профессионального выгорания преподавателя, включающие следующие меры:

-     периодическое изменение режима работы;

-     регулярный отдых со сменой обстановки и личная жизнь как необходимые составляющие успешной профессиональной деятельности;

-     неперенесение рабочего напряжения и проблем на взаимоотношения с близкими;

-     отключение мыслей о работе в домашней обстановке;

-     использование методов прогрессирующей мышечной релаксации и приемов аутогенной тренировки.

Профессиональный стресс – это проблема не столько «трудных» людей, сколько « трудных» ситуаций во взаимоотношениях и в структуре межличностного взаимодействия, нечеткого обозначения ролей и функций, и справиться с ним возможно при эмоциональной поддержке со стороны коллег и руководства.

 

Список источников литературы

1.  Осухова Н., Кожевникова В. Профилактика профессионального выгорания // Школьный психолог. – 2006. – №16. – С. 17-32.

2.  Самокурина Н. Синдром профессионального выгорания [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.elitarium.ru

3.  Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости. – М., 2012.

4.  Тренинг жизненных навыков / под ред. А.Ф. Шадуры. – СПБ.: Речь, 2015.

5.  Тренинг профессиональной идентичности / Сост. Л.Б.Шнейдер. – Воронеж, 2014.

6.  Хухлаева, О. Эмоциональное выгорание учителей // Школьный психолог. – 2006. – № 4. – С.20-29.

 

 

Новое на сайте

Популярные конкурсы

Популярные методики

Последние новости


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Информационно-методическое объединение педагогов "Эволюция", 2013-2017
Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС77-63612
Все дипломы соответствуют требованиям ФГОС и аттестации педагогических работников