hosting menu left
hosting menu right

top of hosting header
ИМОП Эволюция
ИМОП Эволюция Для педагогов
  • Конкурсы
  • Публикации в СМИ
  • Сертификация сайта
  • Международные дипломы
  • Обмен опытом
  • Пополнение портфолио
ИМОП Эволюция Для учащихся
  • Конкурсы
  • Олимпиады
  • Международные дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Твоческие задания
  • Призы победителям
ИМОП Эволюция Для дошкольников
  • Творческие конкурсы
  • Яркие дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Веселые задания
  • Саморазвитие
  • Призы победителям


bottom of hosting header
website hosting main area top

Сообщения с форума

Тема: ИТОГИ X КОНКУРСНОГО ПОТОК...
Сообщение:
Написал: admin
20 Ноябрь 2017, 09:54:17
Тема: ТРИЗ
Сообщение:
Написал: Куляш
20 Ноябрь 2017, 00:34:50
Тема: "Сетевой город"
Сообщение:
Написал: Куляш
20 Ноябрь 2017, 00:32:09

Конкурс рисунков

Мы в Контакте Мы в Одноклассниках Мы в Facebook Мы в Twitter
Министерство образования и науки РФ
Внеклассное мероприятие «Блокадный Ленинград»


Почкалина Зульфия Ильдусовна, учитель русского языка и литературы

высшей категории

ГАПОУ «НСМК»

Республика Татарстан, г. Нижнекамск


Цель: раскрытие образа Родины в лирике русских поэтов; формирование любви к Родине на основе произведений русских поэтов, показать отвагу простых людей в борьбе за свободу своей Родины

Задачи:

  1. Образовательные:

Показать народность творчества поэтов.

  1. Развивающие:
    • Развить интерес к личности и творчеству русских поэтов.
    • Развить навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений русских поэтов.
    • Развить образное мышление, творческие способности и познавательную активность.
    • Усовершенствовать навыки самостоятельной работы.
  2. Воспитательные:
    • Воспитать любовь к Родине.
    • Воспитать духовно-нравственную культуру обучающихся.


- ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой               художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей;

- научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру;

- воспитывать читателя и «через» читательские качества и с их помощью формировать всесторонне развитую личность

В мероприятии активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, подбор стихотворений, подготовка презентаций и т.д.


Блокадный Ленинград 1941-1944 (1-ый слайд)

Эпиграф (2-ой слайд)

«Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Хроника (1 приложение)

1-ый ведущий:

Героическая оборона Ленинграда началась десятого июля одна тысяча девятьсот сорок первого года. Первые фашистские бомбы были сброшены на город шестого сентября, а затем город стал подвергаться систематическим налётам вражеской авиации. Один из самых крупных налётов был совершен девятнадцатого сентября, в нём участвовало двести семьдесят шесть фашистских самолётов, в течение дня Ленинград бомбили шесть раз

2-ой ведущий:

За время блокады фашисты сбросили на город более ста семи тысяч бомб и ста пятидесяти тысяч снарядов. Подумать только, более ста семи тысяч бомб и ста пятидесяти тысяч снарядов, каждый из которых унес несколько десятков или даже сотен жизней!  8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.

1 чтец (Стихотворение О. Берггольц «Я говорю»)

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады-
мы не покинем наших баррикад…
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.

2-ой чтец  (Стихотворение о матерях. Отрывок из «Реквием» Р. Рождественского)


Ой,зачем ты, солнце красное,
Все уходишь,не прощаешься?
Ой,зачем с войны безрадостной,
Сын,не возвращаешься?

Белый свет не мил!
Изболелась я!
Возвратись,моя надежда!
Зернышко мое, зорюшка моя,
Горюшко мое, где ж ты?!!

Не могу найти дороженьки.
Чтоб заплакать над могилою.
Не хочу я ничегошеньки,
Только сына милого!
За лесами,моя ластонька.
За горами,за громадами!
Хоть и выплаканы глазоньки,
Сердцем плачут матери!

Белый свет не мил!
Изболелась я!
Возвратись,моя надежда!
Зернышко мое,зорюшка моя,
Горюшко мое, где ж ты?!!


1-ый ведущий:

Мать. Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг – материнскую любовь. Женщины всех рас, говорящие на разных языках… Солдатские матери. Это на их долю выпало воспитать поколение, принявшим на себя самый тяжелый удар – войну. Миллионы матерей отдали тебе, Родина, своих сыновей. Материнский подвиг – подвиг самой Родины.

2-ой ведущий:

Война. Ленинград. Мобилизация. Минуты расставания. Горькие слезы сестер, жен и матерей. Чует материнское сердце, что расставание будет долгим. Да, только кто же в такие минуты скажет об этом?

Слайды «Проводы солдат». Звучит песня «Молитва» в исполнении Л. М. Гурченко

Чтецы. (Отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием»)

Солдаты:

1-ый: Разве погибнуть
ты нам завещала,
Родина?
Жизнь
обещала,
Любовь обещала,
Родина.
2-ой: Разве для смерти
рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты
нашей
смерти,
Родина?
3-ий: Пламя ударило в небо! —
Ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте
на помощь»
Родина.
Славы
никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
4-ый: Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
Самое лучшее
и дорогое —
Родина.
Горе твое —
это наше
горе,
Родина.
Правда твоя —
это наша
правда,
Родина.
Слава твоя -
это наша
слава,
Родина.

1-ый ведущий:

Первая блокадная зима была особенно тяжёлой. Стоял жестокий мороз, в домах не работало отопление. Ленинградцы стали использовать печки – времянки, сжигали в них мебель, паркет, книги, но времянка не держала тепло, в комнате было почти также холодно, как и на улице. Люди замерзали в домах, они засыпали вечным сном и падали на улице. Матери, везущие своих мертвых детей, и дети, везущие умерших матерей…Эта картина блокадного Ленинграда в памяти и в сердце каждого ныне живущего.

Хроника о блокадном Ленинграде (Приложение 2)

2-ой ведущий: (Слайды о хлебе в Ленинграде)

Хлеб. Для ленинградцев, переживших блокаду, это слово имеет особое значение. Для них оно просто бесценно! Хлеб выдавался по карточкам - четыреста граммов в день для взрослого, двести граммов для ребенка. Хлеб был сырой и состоял из примесей пшеничной пыли и целлюлозы. Но каким он при этом был вкусным! Как дорога была каждая крошка!

Имевшиеся запасы топлива быстро закончились, прекратилась подача электроэнергии. В результате бомбёжек в домах были выбиты стёкла, окна забивали фанерой, даже днём в комнатах было темно. Начались цинга, дистрофия, голод.

Чтец (Стихотворение Е. Рывиной «Ночь»)


...И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
" Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..."
"Будет мир. Вам не снится мир?"

Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?

Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.


2-ой ведущий:

Город умирал, но ленинградцы боролись и работали, их силу духа не удавалось сломить. В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучала музыка и поэзия, в театрах создавались новые спектакли, артисты ежедневно выступали в воинских частях и госпиталях. Город жил, не смотря ни на что и вопреки всему.

Чтецы  (Стихотворение О. Берггольц «Февральский дневник»)

1 чтец:



Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

Не плача рассказала. Что вчера

Единственного схоронила друга,

И мы молчали с нею до утра.


Какие ж я могла найти слова, -

Я тоже – ленинградская вдова.


Мы съели хлеб,

Что был отложен на день,

В один платок закутались вдвоем,

И тихо-тихо стало в Ленинграде.

Один, стуча, трудился метроном.


И стыли ноги, и томилась свечка.

Вокруг ее слепого огонька

Образовалось лунное колечко,

Похожее на радугу слегка.


Когда немного посветлело небо,

Мы вместе вышли за водой и хлебом

И услыхали дальней канонады

Рыдающий, тяжелый, мерный гул:

То Армия рвала кольцо блокады,

Вела огонь по нашему врагу.


2-ой чтец:


…А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы, тишина…

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалоба слышна.


Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных…


Так с декабря кочуют горожане

За много верст, в густой туманной мгле,

В глуши слепых, обледеневших зданий

Отыскивая угол потеплей.


Вот женщина ведет куда-то мужа.

Седая полумаска на лице,

В руках бидончик – это суп на ужин.

Свистят снаряды. Свирепеет стужа… -

Товарищи, мы в огненном кольце…


3-ий чтец:


А девушка с лицом заиндевелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завернутое в одеяло тело

На охтинское кладбище везет.


Везет, качаясь, - к вечеру добраться б…

Глаза бесстрастно смотрят в темноту.

Скинь шапку, гражданин!

Провозят ленинградца,

Погибшего на боевом посту.


Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам уже недосчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

Что слезы вымерзли у ленинградцев.


Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.

Нам ненависть заплакать не дает.

Нам ненависть залогом жизни стала:

Объединяет, греет и ведет.


О том, чтоб не прощала, не щадила,

Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,

Ко мне взывает братская могила

На охтинском, на правом берегу.


…Как мы в ту ночь молчали. Как молчали…

Но я должна, мне надо говорить

С тобой, сестра по гневу и печали:

Прозрачны мысли, и душа горит.


Уже страданьям нашим не найти

Ни меры, ни названья, ни сравненья.

Но мы в конце тернистого пути

И знаем  - близок день освобожденья.


Наверно, будет грозный этот день

Давно забытой радостью отмечен:

Наверное, огонь дадут везде,

Во все дома дадут, на целый вечер.


Двойною жизнью мы сейчас живем:

В кольце, в голоде, в печали

Мы дышим завтрашним,

Свободным, щедрым днем, -

Мы этот день уже завоевали.


Можно вставить песню

1-ый ведущий: (слайды о дороге жизни)

Единственной магистралью, которая связывала город со страной в течение девятисот дней, была «Дорога жизни», проходившая через Ладожское озеро. По ней в город доставляли продовольствие, топливо и боеприпасы и эвакуировали людей. Дорогу бомбили и обстреливали, но движение по ладожской трассе не прекращалось, ни летом, ни зимой по льду, ни даже весной, когда лёд начал таять.

Чтецы (стихотворение А. Межирова «Ладожский лед»)

1-ый чтец:


Страшный путь!
На тридцатой,
последней версте
Ничего не сулит хорошего...
Под моими ногами
устало хрустеть
Ледяное
ломкое
крошево.

Страшный путь!
Ты в блокаду меня ведешь,
Только небо с тобой,
над тобой
высоко.
И нет на тебе
никаких одежд:
Гол
как
сокол.

Страшный путь!
Ты на пятой своей версте
Потерял для меня конец,
И ветер устал
над тобой свистеть,
И устал
грохотать
свинец...
Почему не проходит над Ладогой
мост?!


2-ой чтец:


Нам подошвы
невмочь
ото льда
отрывать.
Сумасшедшие мысли
буравят мозг:
Почему на льду не растет трава?!

Самый страшный путь
из моих путей!
На двадцатой версте
как я мог идти!
Шли навстречу из города
сотни
детей...
Сотни детей!
Замерзали в пути...

Одинокие дети
на взорванном льду, -
Эту теплую смерть
распознать не могли они сами, -
И смотрели на падающую звезду
Непонимающими глазами.

Мне в атаках не надобно слова
"вперед",
Под каким бы нам
ни бывать огнем -
У меня в зрачках
черный
ладожский
лед
Ленинградские дети
лежат
на нем.


(слайд Ладожский курган)

Чтец. (Стихотворение В. Чазова «Ладожский курган»)


Над Ладожским курганом стынет иней,
Над Ладожским курганом тишина.
Искрится снег голубовато-синий,
И что-то шепчет старая сосна.
Молчит курган, торжественно спокоен,
Молчит курган, закованный в гранит.
Склоняются знамена, как от боли,
Колышет ветер цепи возле плит.
И обелиск величественно-строгий
Напоминает нынче всем живым
О той суровой Ладожской дороге,
Которую мы в памяти храним.


2-ой ведущий:

К концу 1943 обстановка на фронтах коренным образом изменилась и советские войска готовились к окончательной ликвидации блокады Ленинграда. 14 января 1944 силами Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке артиллерии Кронштадта началась заключительная часть операции по освобождению Ленинграда.  27 января 1944 года блокада Ленинграда была снята. (слайд)

Чтец ( Стихотворение В. Инбер «Залпы победы»)

Слайд «Салют»


Улицы, ограды, парапеты,

Толпы... Толпы... Шпиль над головой,

Северным сиянием победы

Озарилось небо над Невой.


Гром орудий, но не грохот боя.

Лица... Лица... Выраженье глаз.

Счастье... Радость... Пережить такое

Сердце в состоянье только раз.


Слава вам, которые в сраженьях

Отстояли берега Невы.

Ленинград, не знавший пораженья,

Новым светом озарили вы.


Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил.


1-ый ведущий:

Победа в Ленинградской битве являлась победой каждого жителя Ленинграда.

Более того, она стала символом мужества и непобедимости советского народа, символом его несокрушимого единства.

Чтец. (Стихотворение А. Молчанова «Я не был на фронте, но знаю…)


Я не был на фронте, но знаю
Как пули над ухом свистят,
Когда диверсанты стреляют
В следящих за ними ребят,
Как пули рвут детское тело
И кровь алым гейзером бьёт...
Забыть бы всё это хотелось,
Да ноющий шрам не даёт.
Я не был на фронте, но знаю
Сгоревшей взрывчатки угар.
Мы с Юркой бежали к трамваю,
Вдруг свист и слепящий удар...
Оглохший, в дымящейся куртке,
Разбивший лицо о панель,
Я всё же был жив, а от Юрки
Остался лишь только портфель.

Я не был на фронте, но знаю
Тяжелый грунт братских могил.
Он, павших друзей накрывая,
И наши сердца придавил.
Как стонет земля ледяная,
Когда аммонала заряд
могилы готовит, я знаю,
Мы знаем с тобой, Ленинград.


2-ой ведущий:

Закончилась война. Давно отгремели ее победоносные залпы. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискарёвского и Серафимского кладбищ, открыт памятник ленинградской армии Народного ополчения, на площади Победы – памятник героическим защитникам города, а вокруг Ленинграда по бывшему блокадному кольцу создан «Зелёный пояс славы». Память в камне – это еще не память. Памяти в сердцах живущих достоин каждый, кто погиб, и кто остался жив в страшные годы войны, кто перенес грозные годы блокады.

Чтец (Стихотворение С. Давыдова «Осень на Пискаревском кладбище»)

Вместе с этим идет сюжет о Пискаревском кладбище (Приложение 3)


Проливная пора в зените,
Дачный лес почернел и гол.
Стынет памятник.
На граните
Горевые слова Берггольц.
По аллеям листва бегом,
Память в камне,
Печаль в металле,
Машет вечным
Крылом огонь.
Ленинградец душой и родом,
Болен я сорок первым годом.
Пискаревка во мне живет.
Здесь лежит половина города
И не знает, что дождь идет.
Память к ним пролегла сквозная,
Словно просека,
Через жизнь.
Больше всех на свете,
Я знаю,
Город мой ненавидел фашизм.
Наши матери,
Наши дети
Превратились в эти холмы.
Больше всех,
Больше всех на свете
Мы фашизм ненавидим,
Мы!
Ленинградец душой и родом,
Болен я сорок первым годом.
Пискаревка во мне живет.
Здесь лежит половина города
И не знает, что дождь идет.


2-ой ведущий:

Почтим память павших Минутой молчания

(Звучит метроном)

Чтецы (Отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием»)

1-ый чтец:

Помните!

Через века,

через года, –

помните!

2-ой чтец:

О тех,

кто уже не придет

никогда, –

помните!

Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно достойны!

1-ый чтец:

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью

просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

2-ой чтец:

Люди!

Покуда сердца

стучатся, –

помните!

Какою

ценою

завоевано счастье,

пожалуйста, –

помните!

Показ слайдов о победе (приложение 4)

Список использованной литературы

1.«Дорога жизни» Н. Ходза

2.Интернет ресурсы (поиск музыкального сопровождения).

3.Документальная и художественная литература о блокаде Ленинграда, иллюстрации, статьи из журналов и газет, электронные и аудиовизуальные издания по этой теме

4. Белозеров Б.П. «Фронт без границ. 1941–1945 гг»

5.Берггольц О.Ф. «Голос блокадного Ленинграда»

6. Бешанов В.В.«Ленинградская оборона»

7. Бешанов В.В «Ленинградская бойня. Страшная правда о Блокаде»

 

 

Новое на сайте

Популярные конкурсы

Популярные методики

Последние новости


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Информационно-методическое объединение педагогов "Эволюция", 2013-2017
Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС77-63612
Все дипломы соответствуют требованиям ФГОС и аттестации педагогических работников