hosting menu left
hosting menu right

top of hosting header
ИМОП Эволюция
ИМОП Эволюция Для педагогов
  • Конкурсы
  • Публикации в СМИ
  • Сертификация сайта
  • Международные дипломы
  • Обмен опытом
  • Пополнение портфолио
ИМОП Эволюция Для учащихся
  • Конкурсы
  • Олимпиады
  • Международные дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Твоческие задания
  • Призы победителям
ИМОП Эволюция Для дошкольников
  • Творческие конкурсы
  • Яркие дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Веселые задания
  • Саморазвитие
  • Призы победителям


bottom of hosting header
website hosting main area top

Сообщения с форума

Тема: В очередной раз поднята т...
Сообщение:
Написал: Зинаида
22 Ноябрь 2018, 16:41:01
Тема: Льгота мотивирующая учить...
Сообщение:
Написал: Зинаида
13 Июль 2018, 14:53:23

Конкурс рисунков

«Живая классика»

Конкурс юных чтецов «Живая классика»

Мы в Контакте Мы в Одноклассниках Мы в Facebook Мы в Twitter
Министерство образования и науки РФ
Использование информационных технологий в преподавании экономических дисциплин

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

На сегодняшний день социально-экономическое развитие страны определило необходимость реформирования системы образования в целом и системы профессиональной подготовки в частности. Работодатели сегодня стали определять требования к подготовке студентов наравне с государством и обществом. Выпускник среднего профессионального образовательного учреждения должен практически сразу осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, не просто обладать широким набором знаний, умений и навыков, а быть квалифицированным специалистом.

Все участники образовательного процесса заинтересованы в качественной подготовке специалиста в минимальные сроки и с минимальными затратами. Такая постановка вопроса имеет внутренние противоречия, связанные, главным образом, с необходимостью обеспечить качество подготовки студентов. Решить эту проблему помогает внедрение инновационных технологий обучения, в первую очередь основанных на информатизации образовательного процесса.

Стремительное развитие информатизации российского общества, электронных средств массовой информации, новых технических средств и телекоммуникаций вносит немало инновационного в содержание и методику обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. В связи с этим стала актуальной проблема организации обучения студентов техникума с применением информационных технологий. Под информационными технологиями я понимаю совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи информации.

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Воспитание информационной культуры студентов - задача не только преподавателей информатики, но и преподавателей -предметников, так как информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека. Одна из основных задач преподавателя - заинтересовать студента в изучаемой дисциплине, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение информационных технологий.

Повышение компьютерной грамотности студентов не только на уроках информатики, вычислительной техники и информационных технологий, но и экономики, автоматизации производства и других дисциплин, использование в техникуме современных информационных образовательных технологий дает принципиально новые возможности для совершенствования педагогического процесса и повышения образовательного уровня студентов, обеспечивает студентам подготовку к исполнению ими ключевой профессиональной роли в будущем обществе.

Что для этого нужно?

Необходимо создавать условия для модернизации содержания образования, повышения качества учебно-воспитательного процесса и комплексных изменений в образовательных технологиях путем укрепления учебно-материальной базы.

Переходить на комплексное использование современных информационных и педагогических технологий, обеспечивающих единое образовательное пространство и адекватные перемены в системе профессионального обучения.

Все преподаватели техникума должны владеть различными компьютерными технологиями.

Создавать необходимые условия для формирования у студентов техникума здорового образа жизни, усилить внимание на социальную защиту.

Включать большинство студентов техникума в научно-исследовательскую, творческую, спортивную деятельность для дальнейшей  успешной социализации выпускников.

Совершенствовать систему управления и самоуправления, обеспечивать участие общественности на всех курсах обучения.

Обеспечить оптимальный уровень квалификации педагогических и руководящих кадров, необходимый для успешного развития техникума, ориентироваться  на непрерывный процесс самообразования.

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям среднего профессионального образования:

-вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

-трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);

-комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

-графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.).


Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению становления личности студента, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, преподаватель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у студентов, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволяет преподавателю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения студентов к изучаемой дисциплине.

Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать студентов самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей студентов в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Каким образом я стараюсь внедрить информационные технологии при преподавании дисциплины «Экономика отрасли»?

Я стараюсь следовать советам знаменитых ученых прежде всего. Профессор Дэвид Джонассен говорил: "…вместо того, чтобы использовать компьютерные технологии для сведения процесса обучения к взаимодействиям студента с компьютером, запрограммированным разработчиком обучающей системы или учителем, необходимо передать эти взаимодействия студента с компьютером в ведение самих обучаемых, что позволит им самостоятельно представлять и выражать свои знания".

В этих условиях студенты выступают в роли разработчиков, когда они используют компьютер в качестве инструмента экономического познания, получения доступа к информации, интерпретации и организации своих собственных  знаний и представления этих знаний другим студентам в ходе практических занятий.

Внедрение современных информационных технологий целесообразно в том случае, если это позволяет создать дополнительные возможности в следующих направлениях:

-образная наглядная форма представления изучаемого материала;

-поддержка активных методов обучения;

-возможность вложенного модульного представления информации;

-доступ к большому объему учебной информации.

Информационные технологии создают благоприятную образовательную среду для проведения эффективных учебных занятий по разделу «Экономические ресурсы организации», «Себестоимость, цена, прибыль, рентабельность- основные показатели деятельности организации (предприятия)» предоставляя мне возможность соблюдения следующих основополагающих принципов современного обучения:

- студент не должен получать всю информацию в готовом виде, в противном случае через пару таких занятий его познавательная активность станет, близка к нулю;

- на учебном занятии нельзя использовать только одну форму работы. Максимальный временной период продолжительности одного вида учебной деятельности не должен превышать 20 минут.

Компьютерные технологии позволяют студенту научиться практически применять знания, полученные на лекционных занятиях, что предполагает решение учебных задач, анализ производственных ситуаций, работу с тестами, презентации проектов. Каждый студент должен иметь возможность индивидуально выполнять посильный для него объем учебной нагрузки, который должен иметь для него развивающий характер.

Умение анализировать экономические показатели предусматривает развитие навыков работы с графиками, которые облегчают восприятие числовых данных. Поэтому принятое решение студентами обязательно нужно проиллюстрировать диаграммой электронной таблицы. Но чтобы построить график, часто недостаточно знать только правила построения, его нужно прежде представить в своем воображении, т.е. мысленно создать его образ (к чему же я должен стремиться?), что служит основой для развития практического мышления.

Методика применения информационных технологий, интегрирует теоретическое (знание правил работы с компьютерным приложением) и практическое мышление студентов (понять проблему, поставить цель, сформулировать задачу, получить и проверить результат); помогает профессиональному самоопределению, развивает функциональную экономическую грамотность и эрудицию студентов.

Применение информационных технологий при преподавании экономики несколько меняет роль самого преподавателя: он перестает быть авторитарным и единственным источником знания, и становится руководителем и помощником обучающихся в образовательном процессе. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно искать нужные им знания в быстро меняющемся мире, и поэтому им требуется значительное количество индивидуальных стратегий обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником учебного процесса и критически подходить к предоставляемым им знаниям.

В свою очередь преподаватель экономической дисциплины должен владеть основами организации уровневой дифференциации учебной деятельности с применением информационной технологии.

Я считаю, что положительным при использовании информационных технологий в процессе изучения дисциплин, в том числе и экономических является повышение качества образования за счет:

-большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;

-возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения дисциплины;

-регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;

-самоконтроля;

-доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня;

-поддержки активных методов обучения;

-образной наглядной формы представления изучаемого материала;

-модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;

-развития самостоятельного обучения.

Но, вместе с тем, было бы, на мой взгляд, ошибочно полагать, что применение в образовании новых информационных  технологий автоматически повысит его качество. Для того, чтобы эффективно использовать их уникальные возможности необходимо, чтобы такие новые области знаний, как компьютерная психология, компьютерная дидактика были лучше изучены и освоены преподавателями нашего техникума.

Однако, у каждой медали две стороны, и  информатизация учебного процесса имеет свои «минусы», «отрицательный последствия»:

-психобиологические, влияющие на физическое и психологическое состояние учащегося, и, в том числе, формирующие мировоззрение, чуждое национальным интересам страны;

-культурные, угрожающие самобытности студентов;

-социально-экономические, создающие неравные возможности получения качественного образования;

-политические, способствующие разрушению гражданского общества в национальных государствах;

-этические и правовые, приводящие к бесконтрольному копированию и использованию чужой интеллектуальной собственности.

Наиболее важными при использовании компьютерных технологий считаю следующие дидактические требования:

-целесообразность представления учебного материала;

-достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала;

-многослойность представления учебного материала по уровню сложности;

-своевременность и полнота контрольных вопросов;

-интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом.

Естественно предположить, что развитие, совершенствование информационной среды сферы образования зависит от обеспечения системы образования как в целом, так и каждого учебного заведения в отдельности специализированными подразделениями, приспособленными для организации деятельности со средствами новых информационных технологий.

Поэтому вопросы, связанные с разработкой учебных и методических материалов по применению информационных технологий в образовании, подготовке и переподготовке преподавателей способных эффективно использовать их в учебном процессе, являются ключевыми для успешной интеграции информационных технологий в образование.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Новое на сайте

Популярные конкурсы

Популярные методики

Последние новости


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Информационно-методическое объединение педагогов "Эволюция", 2013-2017
Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС77-63612
Все дипломы соответствуют требованиям ФГОС и аттестации педагогических работников