hosting menu left
hosting menu right

top of hosting header
ИМОП Эволюция
ИМОП Эволюция Для педагогов
  • Конкурсы
  • Публикации в СМИ
  • Сертификация сайта
  • Международные дипломы
  • Обмен опытом
  • Пополнение портфолио
ИМОП Эволюция Для учащихся
  • Конкурсы
  • Олимпиады
  • Международные дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Твоческие задания
  • Призы победителям
ИМОП Эволюция Для дошкольников
  • Творческие конкурсы
  • Яркие дипломы
  • Пополнение портфолио
  • Веселые задания
  • Саморазвитие
  • Призы победителям


bottom of hosting header
website hosting main area top

Сообщения с форума

Тема: В очередной раз поднята т...
Сообщение:
Написал: Зинаида
22 Ноябрь 2018, 16:41:01
Тема: Льгота мотивирующая учить...
Сообщение:
Написал: Зинаида
13 Июль 2018, 14:53:23

Конкурс рисунков

«Живая классика»

Конкурс юных чтецов «Живая классика»

Мы в Контакте Мы в Одноклассниках Мы в Facebook Мы в Twitter
Министерство образования и науки РФ
Интегрированный урок на тему «И.С. Тургенев «Отцы и дети». Эпоха, отражённая в романе. Знакомство с героями»

Введение.


Сегодня задача педагога - заинтересовать каждого ученика, научить его любить предмет.
Нет смысла отказываться от классической схемы урока. Лучше пойти путем соединения традиционного с новым, привнося свежее дыхание улыбки, занимательность, интересные детали. Большинство детей высказывается в пользу нестандартного урока, который все настойчивее утверждается в школьной практике. Многие видят в нем средство преодоления укоренившегося стереотипа урока, изменения привычных способов общения, отношений между преподавателем и учащимися.
Использование возможностей интеграции является важнейшим условием повышения эффективности урока. Она помогает пересечься двум потокам — жизни и урокам. Как при всякой нестандартной форме проведения уроков, повышает интерес учащихся к предметам и вызывает сознательное изучение основ наук. У идеи интеграции нет автора; она витала в воздухе, а потом все разом заговорили о необходимости синтезированных курсов. В чем смысл этих уроков? Донести знания из разных областей как взаимосвязанные, взаимодополняющие? По-видимому, это немаловажно. Но главная цель этого метода — формирование у учащихся гуманитарного мышления, в центре которого находится человек. Гуманитарное диалогическое мышление ориентировано на будущее.
Обеспечивая межпредметные связи, эта форма развивает целостное восприятие окружающего мира. А о пользе сотрудничества коллег можно и не говорить.



Методическое обоснование урока


  1. Тема: «И.С. Тургенев «Отцы и дети». Эпоха, отражённая в романе. Знакомство с героями».

Эпиграфы:

Ежели Пушкин имел основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев.

М.Е. Салтыков-Щедрин


Преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?

И.С. Тургенев

Базаров – умница, он правдив, честен и демократ до мозга костей.

И.С. Тургенев



Это первый урок по изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», он очень важен, т.к. на этом уроке обучающиеся должны увидеть особенности таланта  Тургенева «улавливать» современность, откликаться на всё новое, только что зародившееся в русской жизни, осмыслить обстановку, в которой живёт и творит писатель, познакомиться с героями романа, почувствовать различие между ними.



  1. Задачи урока:


Этапы урока

Образовательные задачи

Методы и приёмы работы

Примерный расчёт времени

1. Сообщение темы, постановка цели


Слово учителя

2 мин.

2. Знакомство с судьбой и творчеством  И.С. Тургенева

Показать сложную, противоречивую натуру писателя, его русскую душу.

Сообщения учащихся, презентация, работа с тетрадью (конспектирование), беседа.

15 мин.

3. Характеристика эпохи 60-х годов 19 века.

Познакомить с реформами 60-х годов 19 века и их значением.

Слово учителя (истории), презентация, работа с тетрадью (запись основных положений лекции), беседа

10 мин.

4. Анализ отрывка из 3 главы со слов «Места, по которым они проезжали…»

Проследить, как эпоха отражается в романе; выяснить, что пейзаж в романе выполняет социальную функцию.

Выразительное чтение, работа с текстом, беседа, работа с тетрадью (выводы)

20 мин.

5. Проверка усвоения знаний об эпохе, изображённой в романе.

Установить, удалось ли режиссёру выполнить замысел автора произведения.

Просмотр фрагмента фильма «Отцы и дети», беседа.

15 мин.

6.Характеристика общественного движения в России в 1860-е годы.

Дать понятие о нигилистах, как главных героях эпохи; показать их взгляды, убеждения, стремление не походить на людей «старого мира».

Сообщения учащихся, слово учителя, беседа по картине

10 мин.

7. Знакомство с героями романа.

Начать работу над характеристикой братьев Кирсановых, Аркадия и Евгения Базарова; обратить внимание на то, что Кирсановы и Базаров люди разные и столкновение между ними неизбежно.

Работа с текстом, беседа , слово учителя, сравнительная характеристика.

13 мин.

8. Подведение итогов урока, оценки. Домашнее задание.



5 мин.


Развивающие задачи:

- развивать навыки аналитического чтения;

- развивать умение анализировать и сопоставлять, делать выводы на основе полученных данных.


Воспитательные:

- на примере биографии Тургенева воспитывать чувство патриотизма, ответственности за судьбу Родины;

-воспитывать интерес к чтению произведений художественной литературы и к творчеству И.С. Тургенева.


  1. Близость тем по дисциплинам «История» и «Литература» дают возможность построить занятие как интегрированное.
  2. На дом было задано:

- индивидуальные сообщения по темам:

«Детские годы. Образ матери», «Годы учёбы», «Увлечение философией», «Тургенев и русские революционеры», «Дружба с Белинским В.Г.», «Тургенев и Полина Виардо», «Хозяйственная деятельность Тургенева», «Последние годы жизни»; «Нигилизм и народническое движение В России в 1860-е годы 19 века»;

-перечитать главы 1-4, собрать материалы о героях (внешность, поведение, взаимооценка).

Домашнее задание проверяется в процессе всего урока.


  1. Главная задача урока – охарактеризовать личность писателя и и эпоху, изображённую в романе, познакомить с главными героями, показать различие между ними.
  2. Способы организации деятельности: индивидуальные сообщения учащих-ся, беседа по вопросам, конспектирование, запись выводов в тетрадь, аналитическое чтение, сопоставление литературного произведения и фрагмента фильма, сравнительная характеристика героев.
  3. Домашнее задание к следующему уроку:

- стр.265 – 271 (история);

- перечитать главы 7 и 10, ответить на вопросы «Как складываются отношения между  Е.Базаровым и братьями Кирсановыми?», «О чём спорят герои?», «Что движет участниками спора?», «В чём вы согласны и  не согласны  с Базаровым?»;

- проследите отношения (по всему роману) Е. Базарова и А.С. Одинцовой, П.П. Кирсанова и княгини Р., Аркадия и Кати.

8. Самостоятельная работа на уроке:

- сообщения учащихся на темы «Детские годы. Образ матери», «Годы учёбы», «Увлечение философией», «Тургенев и русские революционеры», «Дружба с Белинским В.Г.», «Тургенев и Полина Виардо», «Хозяйственная деятельность Тургенева», «Последние годы жизни»; «Нигилизм и народническое движение В России в 1860-е годы 19 века»;

- сопоставление текста произведения и фрагмента из фильма. Вывод.

.9. Запись на доске: тема урока, эпиграфы, план рассказа о жизни И.С. Тургенева, домашнее задание.

Запись в тетрадях: тема урока, конспект (сообщения учащихся о жизни Тургенева), основные положения лекции об эпохе, выводы об отражении эпохи в романе и социальной роли пейзажа, домашнее задание.

10. Оборудование:
доска, ноотбук, проектор, экран, фрагмент фильма «Отцы и дети».

Ход урока:
1.Организационный момент.
Запись в тетрадь темы.

2. Сообщения учащихся на темы «Детские годы. Образ матери», «Годы учёбы», «Увлечение философией», «Тургенев и русские революционеры», «Дружба с Белинским В.Г.», «Тургенев и Полина Виардо», «Хозяйственная деятельность Тургенева», «Последние годы жизни».
Вопросы:

-  Какие факты биографии, личности вас поразили?

-  Что стало «аннибаловой клятвой» Тургенева? Почему Тургенев часто уезжал из России?


3. Лекция учителя истории об эпохе 60-х годов 19 века.


4.Аналитическое чтение 3–ей главы.
Назовите время действия в романе.
–Что это за эпоха?
–Каково положение крестьян в это время?
–Как продвигается вперед дело «великих реформ»?
–Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками?- на эти вопросы мы
ответим, проанализировав 3–ю главу, начиная со слов:
« Места, которым они проезжали…»
(Чтение текста осуществляется подготовленным учеником)

–Каков пейзаж? Как изображает его писатель?
Вначале изображение очень строгое, отсутствуют яркие эпитеты, почти нет эмоциональных слов, с помощью которых писатель, горячо любящий природу, так хорошо умел передать ее жизнь.(«Записки охотника»)
Это не случайно: Тургенев не хочет отвлекать внимание читателя красочными описаниями природы, ему нужно сконцентрировать это внимание на ужасающей нищете русского крестьянства накануне реформ.
Как только в поле зрения художника попадает крестьянин и его деятельность, характер изображения меняется.
Писатель не скупится на подробности, выдающие тягостное и тоскливое положение:
ОБРЫТЫЕØ БЕРЕГА–брали глину для нужд,
ХУДЫЕ ПЛОТИНЫ–крупные строить было не подØ силу,а маленькие – плохи,
РАЗМЕТАННЫЕ КРЫШИ–солому брали на кормØ скоту…
Бедность и нищета чувствуются во всем:
НЕ РУБЛЕНЫЕ САРАИ, АØ ПЛЕТЕННЫЕ ИЗ ХВОРОСТА,ДА И ТЕ ПОКРИВИВШИЕСЯ
ЗЕВАЮЩИЕ ВОРОТИЩАØ
Ø ОПУСТЕЛЫЕ ГУМНА…
Все пусто: ни соломы, ни хлеба. Даже в церкви запустение:
НАКЛОНИВШИЕСЯ КРЕСТЫØ
ОТВАЛИВШАЯСЯ ШТУКАТУРКАØ
Ø РАЗОРЕННЫЕ КЛАДБИЩА…
Сердце Аркадия сжималось, как оно сжималось и у читателей.
Дав косвенные признаки обнищания крестьян, Тургенев переходит к непосредственному их изображению:

МУЖИЧКИ ОБТЕРХАННЫЕ–оборванные, одетые в отрепье.
Употребление диалектных слов вместо общеупотребительных придает изображению местный колорит и помогает избежать цензурных изъятий.

Сравнение придорожных ракит с нищими в лохмотьях, стоящее сразу после упоминания ОБТЕРХАННЫХ МУЖИЧКОВ усиливает тягостное впечатление от страшной бедности, обездоленности крестьянства.
ИСХУДАЛЫЕ,СЛОВНО ОБГЛОДАННЫЕ, КОРОВЫ вновь напоминают о голоде.
БЕЛЫЙ ПРИЗРАК БЕЗОТРАДНОЙ, БЕСКОНЕЧНОЙ ЗИМЫ С ЕЕ МЕТЕЛЯМИ, МОРОЗАМИ И СНЕГАМИ– как символ последних лет крепостного права.

–К какой мысли приводит нас писатель?

ВЫВОД: Все художественные средства подчинены одной цели: показать невыносимую жизнь крестьян. Средства даны таким образом, что становиться ясно – преобразования необходимы.

Функции пейзажа.
Вспомните функции пейзажа. (1.описание места действия; 2.создание нужного настроения; 3.воздействие природы на формирование личности героя.)
–Какова же функция этого пейзажа? С одной стороны, можно сказать, что он
призван создать нужное настроение. Но как понять, какое именно настроение
хотел создать писатель у читателя? Может–грустное : от тягостного положе–ния крестьян,а может– настроение радости от весеннего преображения при–
роды? Писатель действует в строгом соответствии с целями создания этого
пейзажа:он отбирает лишь то, что прямо или косвенно связано с жизнью чело
века. Такой пейзаж называется социальным.
Запишите в тетрадь новую функцию пейзажа.

Запись в тетради.
Пейзаж в романе выполняет социальную функцию. Для такого пейзажа характерно не изображение многокрасочной всесторонней жизни природы, а преобладание тускло–серой цветовой гаммы. Точная и ясная целевая установка заставляет автора отбирать в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни человека.

–Но писатель полон оптимизма: его увлекает и захватывает жизнь природы и
отвлекает от грусти и раздумий. Тургенев отдается очарованию весны, отчего
резко меняется и настроение у героя и читателя. Тот же пейзаж, но как заиграл он всеми красками…Таким образом весь пейзаж создает ощущение гармонии.

А теперь вернемся к разговору Николая Петровича и Аркадия.
–Зачитайте этот разговор по ролям.
–Как понять этот разговор?
Земля уже распределена: помещик знает, какая земля достанется крестьянам, а какая останется в его собственности. Он соблюдает свои интересы: мужик получает не лес, а пеньки (лес продан). Так беззастенчиво обирает крестьян либеральный помещик! Крестьяне же по–своему борются с таким положени-
ем – оброка не платят. Это бунт, вызови помещик войска – и кровопролития не избежать… Но Николай Петрович не решается прибегнуть к силе(«будут же они когда–нибудь платить»).

Выводы.
Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока.
1.Каково же положение крестьян накануне отмены крепостного
права?
2.Как продвигается вперед дело «великих реформ»?
3.Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками?
Во–первых, положение крестьян бедственное.
Во–вторых, каждая сторона соблюдает свои интересы, поэтому вряд
ли все смогут быть довольны результатами этих реформ.
В–третьих, крестьяне уже не платят оброк, а помещики боятся применить силу, надеясь, что в свой срок все благополучно разрешится

5.Закрепление и проверка усвоенного на уроке.
Сейчас вашему вниманию предлагается фрагмент фильма «Отцы и дети».

Ваша задача– установить, удалось ли режиссеру воплотить замысел автора произведения или он предложил свое видение эпизода, анализ которого мы сегодня произвели.
В фильме пейзаж утратил свою социальную функцию и передает красоту и простор родной земли.

6. Сообщения учащихся об общественном движении в России в 1860 годы. Беседа по картине.

7.Знакомство с героями романа.

- Чтение фрагментов описания героев. Обратить внимание на то, что портреты Базарова и братьев Кирсановых даны по контрасту, который помогает показать непримиримые противоречия героев.

ВЫВОД: Базаров и Кирсановы – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «стпрого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно.

8. Домашнее задание.






Приложение 1

Тургенев Иван Сергеевич - биография:

Иван Тургенев родился 28 октября 1818 г. в Орле. Его отец, Сергей Николаевич Тургенев (1793—1834), отставной полковник-кирасир, был красив, но не выделялся нравственностью и умом.  Женитьба его на немолодой богатой Варваре Петровне Лутовиновой была делом расчёта. Когда Ване Тургеневу исполнилось три года, его отец Сергей Николаевич оставил военную службу в чине полковника и вместе с семьей поселился в Спасском-Лутовинове. Это огромное имение мать будущего писателя Варвара Петровна получила в наследство от своего дяди.

На вершине холма, в березовой роще, стоял просторный барский дом (около 40 комнат). В центре возвышалось двухэтажное здание, построенное из вековых дубовых бревен. А вокруг было множество цветов, красотой которых любовался маленький Ваня, запоминая это на всю жизнь. А внизу был разбит прекрасный парк. Здесь особенно любил гулять маленький Ваня. Все самые яркие детские впечатления были связаны с этим удивительным уголком русской природы.

Тургеневы были просвещенными людьми и старались дать сыновьям – Николаю, Ивану и Сергею – хорошее образование. Домашняя библиотека каждый год пополнялась русской, французской и немецкой литературой. Варвара Петровна очень любила театр, книги, особенно французские, и часто устраивала балы, маскарады, театрализованные представления.

К сожалению, между отцом и матерью Ивана Сергеевича были сложные отношения: их союз основывался на деньгах, а не на любви, поэтому частые ссоры и сцены нарушали покой в семье. Мать срывалась даже на детях: своего любимца Ваню и

Может быть поэтому позднее Тургенев писал, что ему "нечем помянуть детство, ни одного светлого воспоминания..."

Если так беспощадна была Варвара Петровна к своим детям, то можно себе представить, как она относилась к крепостным! Их секли за любую провинность. С конюшен постоянно доносились вопли и стоны. Даже с талантливыми людьми из крепостных Варвара Петровна обращалась не лучше. Однажды барыня обратила внимание на одного крепостного мальчика, у которого были большие способности к рисованию. Она отправила его учиться живописи в Москву – какой, казалось бы, достойный поступок! Но довести до конца благородное дело характер не позволил: как только юноша овладел искусством художника – ему даже поручили расписывать потолок в Большом театре! – Варвара Петровна возвратила его назад в деревню, чтобы он рисовал ей цветы. Бедняга рисовал их с ненавистью, со слезами... А вскоре спился и умер.

Деревенские друзья-сверстники подробно доносили Ивану, кому забрили лоб,кого сослали, кого как драли.Глядеть на все это спокойно Ване было очень тяжело, а бороться он не мог. Он только плакал по ночам или бежал в свой любимый парк.

Мать растила не только далёкого себе сына, но неукоснительного врага того жизненного склада, носительницей которого была сама. Ещё в детстские годы Тургенев с братом дали клятву, которую называли «аннибаловой»,  посвятить жизнь борьбе за права крепостных.



Первым учителем русского языка Вани Тургенева был домашний секретарь Варвары Петровны Федор Лобанов. С ним Ваня прочел сочинения Ломоносова, Сумарокова, Кантемира.

В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве. Сначала Иван Сергеевич учился в частных пансионах.

В 1833 г. 15-летний Иван Тургенев поступил на словесный факультет московского университета. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт-Петербург, и  Тургенев тогда же перешёл в Петербургский университет. И научный, и общий уровень Санкт-Петербургского университета был тогда невысокий; из своих университетских наставников он вспоминает только профессора   Плетнёва.

С ним Тургенев сблизился и бывал у него на литературных вечерах. К этому периоду относятся и первые литературные опыты писателя. Тургенев отдал Плетнёву ряд своих стихотворений, два из которых Плетнёв в 1838 году напечатал в своём «Современнике».


В 1836 году Тургенев кончил курс со степенью действительного студента.И в этом же году он испытал первую любовь которая оставила горький осадок. Юная Катенька, дочь жившей по соседству княгини Шаховской, пленила 18-летнего Тургенева девичьей свежестью, наивом и непосредственностью. Но, как выяснилось позже, девушка была вовсе не так чиста и непорочна, как рисовало воображение влюбленного юноши. Однажды Тургеневу пришлось узнать, что у Екатерины уже давно есть постоянный любовник, причем не кто иной, как Сергей Николаевич — известный в округе донжуан и… отец Тургенева. В голове юноши царила полная сумятица, молодой человек никак не мог понять, почему Катенька предпочла ему отца, ведь Сергей Николаевич относился к женщинам без всякого трепета, часто был груб со своими любовницами, в то время как его сын любил Катю с какой-то особенной ласковой нежностью. Эти первые разочарования в жизни Тургенев описал в повести «Первая любовь».


В мае 1838 года Тургенев отправляется в Германию, желая поплнить образование и в связи с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве. Катастрофа на корабле «Николай Первый», на котором плыл Тургенев , будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883 год; на французском языке). До августа 1839 года Тургенев живёт в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи. Здесь же, в Берлине, Тургенев знакомится с Михаилом Александровичем Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьёй: вскоре начинается роман Тургенева с Татьяной Бакуниной, не мешаеющий связи с крепостной красавицей-швеёй Авдотьей Ивановой. В 1842 году она родила Тургеневу дочь Пелагею, которую он отдаёт на воспитание своей матери.


.

В Берлине сгруппировался в это время кружок даровитых молодых русских — Грановский, Фролов, Неверов, Михаил Бакунин, Н.В. Станкевич. Все они восторженно увлекал и весь строй западноевропейской жизни. Он становится убежденнейшим «западником».

В 1841 году Тургенев вернулся на родину. В  1842 году Тургенев вполне удовлетворительно выдержал экзамен на степень магистра в Петербургском университете. Ему оставалось теперь только написать диссертацию. Но в Тургеневе уже простыл жар к профессиональной учёности; его все более и более начинает привлекать деятельность литературная.

Он печатает небольшие стихотворения и поэмы «Параша», «Разговор»,«Андрей», «Помещик». С 1847 года Тургенев совершенно перестает писать стихи, если не считать несколько небольших шуточных посланий к приятелям и «баллады».

Одновременно с поэмами Тургенев написал ряд повестей: «Андрей Колосов», «Бретер», «Три портрета», также

пробует свои силы и на драматическом поприще. Живая, забавная и сценичная жанровая картинка «Завтрак у предводителя», до сих пор удержавшаяся в репертуаре театров. Пользовались также успехом драмы «Нахлебник», «Холостяк», «Провинциалка», «Месяц в деревне».

ПУТЕШЕСТВУЯ по Европе, в 1843 году Тургенев знакомится певицей  Полиной Виардо, и с тех пор его сердце принадлежит только ей одной. Ивана Сергеевича не волнует то, что его любовь замужем, он с удовольствием соглашается на знакомство с мужем Полины Луи Виардо. Зная, что Полина счастлива в этом браке, Тургенев довольствуется ролью преданного обожателя.

Мать Тургенева жестоко ревновала сына к «певичке», не давала ни гроша целых три года. В те годы Тургенев практически жил в семье Виардо или в заброшенном замке Жорж Санд, или  снимал дома по соседству. Луи Виардо не препятствовал встречам жены с новым обожателем. Без Полины Иван Сергеевич чувствовал себя по-настоящему больным и разбитым: «Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею. День, когда мне не светили ваши глаза, — день потерянный», — писал он Полине и, не требуя ничего взамен, продолжал помогать ей материально, возился с ее детьми и через силу улыбался Луи Виардо.

Что касается его собственной дочери, то ее жизнь в имении бабушки вовсе не безоблачна. Властная помещица обращается с внучкой как с крепостной. В итоге Тургенев предлагает Полине взять девочку на воспитание в семью Виардо. При этом, согласие Полины Виардо воспитывать его дочь еще больше укрепило чувство писателя. Теперь Виардо стала для него еще и ангелом милосердия, вырвавшим его ребенка из рук жестокой бабки. Правда, Пелагея вовсе не разделяла отцовской привязанности к Полине Виардо. Прожив в доме Виардо вплоть до совершеннолетия, она на всю жизнь сохранила обиду на отца и неприязнь к приемной матери, считая, что та отобрала у нее отцовскую любовь и внимание.

Здесь же, за границей, Тургенев опекает больгого Белинского во время его путешествия ; тесно общается с А. И. Герценом, знакомится с Жорж Санд, Проспером Мериме, Фридериком Шопеном. В 1848 году был свидетелем французской революции.


В 1852 году вышел сборник коротких рассказов Тургенева под общим названием «Записки охотника». Ив этом же году, после смерти Гоголя, Тургенев написал некролог, запрещённый в Петербурге и опубликованный в Москве. В этом усмотрели «бунт», и автор «Записок Охотника» был водворен на съезжую, где пробыл целый месяц и где написал повесть «Муму». Затем он был выслан в свою деревню и только благодаря усиленным хлопотам графа Алексея Толстого года через два вновь получил право жить в столицах.

Тургенев чутко реагировал на изменения атмосферы общественной жизни. Вслед за наступлением в 1855 г. новой полосы государственной жизни, он пишет четыре крупнейших своих произведения; «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и Дети» (1862), в которых является самым замечательным выразителем первой половины эпохи реформ. В произведениях Тургенева литература и жизнь удивительным образом  сближаются одна с другою.


До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда - редакция "Современника"; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским. Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит к попытке наладить свою личную жизнь. Весной 1854 года произошла встреча писателя с дочерью одного из кузенов Ивана Сергеевича — Ольгой. 18-летняя девушка настолько покорила литератора, что он даже подумывал о женитьбе. Но чем дольше продолжался их роман, тем чаще писатель вспоминал о Полине Виардо. Наконец, совершенно измученный этой раздвоенностью, Тургенев признался влюбленной в него девушке, что не может оправдать ее надежд на личное счастье.


С 1856 г., когда с него окончательно была снята опала, он подолгу живал за границею, то лечась на водах, то гостя у Виардо; но всё-таки он нередко бывал и у себя в Спасском, и в Петербурге. С начала 1860-х годов он совсем поселяется в Баден-Бадене. Война 1870 г. побудила семью Виардо покинуть Германию и переселиться в Париж; перебрался туда и Тургенев. Переселение в Париж сблизило Тургенева со многими эмигрантами и вообще с заграничной молодёжью. Он близко сходится с Флобером, Гонкурами, Доде, Эмилем Золя, Ги де Мопассаном. Он принимает на себя функцию посредника между русской и западными литературами. У него снова явилась охота откликнуться на злобу дня: в результате получился самый крупный по объёму, но не по значению из романов Тургенева, «Новь».

В 1879 году Тургенев делает последнюю попытку обзавестись семьей. Молодая актриса Мария Савинова готова стать его спутницей жизни. Девушку не пугает даже огромная разница в возрасте — в тот момент Тургеневу было уже за 60.

В 1882 г. они отправляются в Париж. Эта поездка определила конец их отношений. В доме Тургенева каждая мелочь напоминала о Виардо, Мария постоянно чувствовала себя лишней и мучилась ревностью. В том же году Тургенев тяжело заболел. Врачи поставили страшный диагноз — рак спинного мозга. В начале 1883 года он был прооперирован в Париже, а в апреле, после госпиталя, перед тем как вернуться к себе, он просит проводить его в дом Виардо, где его ждала Полина.

Тургеневу оставалось жить недолго, но он был по-своему счастлив — рядом с ним была его Полина, которой он диктовал последние рассказы и письма. В доме Виардо Тургенев и умер 3 сентября 1883 года, оставив ей значительную часть своего состояния, в том числе кольцо-талисман Пушкина и медальон с волосами великого поэта, которые она возвратила в Россию.

Согласно завещанию, он хотел быть похоронен в России, и в последний путь на Родину его сопровождает Клаудиа Виардо — дочь Полины Виардо. Тургенев был похоронен не в любимой им Москве и не в своем имении в Спасском, а в Петербурге, в некрополе Александро-Невской лавры на Волковском кладбище при огромном стечении народа.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Новое на сайте

Популярные конкурсы

Популярные методики

Последние новости


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Информационно-методическое объединение педагогов "Эволюция", 2013-2017
Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС77-63612
Все дипломы соответствуют требованиям ФГОС и аттестации педагогических работников