Эпиграф «Где твои крылья, которые нравились мне?»
Видишь там, на горе возвышается крест
Под ним десяток солдат, повиси-ка на нем
А когда надоест, возвращайся назад,
Гулять по воде, гулять по воде,
Гулять по воде со мной.
(В. Бутусов)
Рассматриваю репродукции картин Питера Брейгеля старшего.
До чего интересен этот поэт. Да, да, я не оговорился, именно поэт, причем, пишущий остро, злободневно. К его работам хочется возвращаться и восхищаться. Снова и снова пересматриваю. Что же на них? Просто шутка художника? Или отражение его настроения? Смотрю и никак не могу понять "почему"? Почему история столь не любима нами, почему мы смотрим вперед не глядя под ноги, считая все минувшее пылью? Почему мы не замечаем, что песок этот золотой... Спросите, к чему это я? Сам не знаю. ))) Быть может, Вы, мои дорогие соавторы, поможете мне разобраться, почему так все просто и легко на холсте или бумаге, а на деле... сквозь "тернистый путь к звездам", как пел Игорь Тальков (хотя он тоже цитировал).
Но это прелюдия. Найдите в сети. Обязательно! рассмотрите эти произведения. В них смысла больше, чем может вместить наше воображение.
Стою пред ними. Не могу сидеть. Отхожу и снова приближаюсь...
Вавилонская башня (Вена). 1563«Построим себе город и башню высотою до небес».
Так начинается… Народу много и он все пребывает, но камни выложены не строго, как следовало бы, а архитектора никто не слышит,… стремятся поскорей закончить, да и себя увековечить нужно, кирпичик в башню подложить. Ну, что ж, что он сырой, сгодится. Работа кипит… весело…. Глупцы.
Сорока на виселице. 1568«Дороги к виселице идут через веселые лужайки» (фламандская пословица). Слепцы… Как много нас бродящих вокруг и не замечающих очевидного.
Притча о слепых. 1568 «То, что кажется, случаем, единичным, временно и местно ограниченным, то, что представляется исторически незначительным событием, воплощает судьбу, которой никто не может избежать, и которой человечество в своей всеобщности слепо подчинено. Вечные незыблемые законы и силы природы и жизни господствуют над волей, страданием и ощущением; они безжалостно определяют жизнь отдельного человека, и там, где мы думаем вести, нас, оказывается, ведет скрытое для нашего понимания назначение, словно незрячих в пропасть." (Ромдаль)
Падение Икара. ок. 1558 «Каждый, увидевший их, рыбак ли с дрожащей удою,
Или с дубиной пастух, иль пахарь, на плуг приналегший, –
Все столбенели и их, проносящихся вольно по небу,
За неземных принимали богов.»
(Овидий. пер. С. Шервинского)
Полёт Икара символ - символ человеческой мысли, творчества, стремления к новому и неизведанному, фантазии, у которой нет рамок. Картина интерпретируется однозначно - поражение возвышенного в борьбе с обыденностью, которой нет никакого дела до тех, кто стремится к свету.
И лишь круги на воде разойдутся....
За что же, Дедал, ты сына губишь, в угоду правилам своим…?
Смотря на эту картину, я мысленно словно переношусь в другое измерение и вдруг вижу молодого человека, что читает книгу - И.Акимов, В.Клименко "О мальчике, который умел летать". Как много мыслей и мечтаний... Буря эмоций и чувств, и стойкое знание - я знаю теперь как надо. Это не объяснить словами, это нужно почувствовать. У него того, молодого и еще неопытного, но стремящегося ввысь было знаний (чувств) больше, чем у нынешнего - опытного, уже местами седого, но уставшего и утратившего веру в светлое. Что весь его опыт в сравнении с умением мечтать?
Вавилонская башня (Роттердам). около 1563А так заканчивается… Холодное, мрачное здание. Вокруг ни души. Пусто и сумрачно. Кто скажет, почему? Бог виноват, а может ... Дедал? Или быть может... рыбак, пастух и пахарь, что столь усердно подавали сырые кирпичи? Или те несчастные слепцы..? Кто знает, кто знает… Но путь уготован всем один. Если... Если только не случится чудо и вдруг, мы снова не превратимся в детей, отринув весь наш никчемный опыт, а начав вбирать крупицы знаний других - мудрецов и неразумных детей, если мы не начнем снова мечтать...
Это песня о любви, о жизни, о профессии, о будущем. Это реальность, и это мечты.