На одном "замечательном" педагогическом портале когда-то был объявлен конкурс "метапредметные задачи". Идея прекрасная, очень своевременная. Некоторые педагоги начали размещать свои работы по этой теме. Посмотрела. К моему большому сожалению, в просмотренных мною задачах, ничего не увидела от метапредмета. Как педагог, занимающийся этой проблемой достаточно плотно, могу помочь с разъяснением этого вопроса.
И так, не секрет, что любая деятельность начинается с теоретического знания.
На мой взгляд, идеальна теория метапредмета разработана Л.В.Занковым.
Поэтому, для начала предлагаю внимательно изучить три маленькие брошюры:
Нечаева Н.В., Ванцян А.Г. Система развивающего обучения Л.В. Занкова - что это такое?. М.: АПКиППРО, 2006.
Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова:учебное пособие. - Самара: изд. дом "Федоров", 2006.
Чуприкова Н.И. Психологический смысл системы Л.В.Занкова и ее значение для психолого-педагогической теории обучения и развития. М., 2001.
В этих трех маленьких книжечках доступно изложены принципы метапредмета, примеры конструирования задач в этой области.
Цель метапредмета - качественное приращение психики, когда ребенок понимает, что теперь он может делать то, чего не мог ранее. При составлении метапредметных заданий нужно соблюдать одно главное правило: само задание формулируется "скрыто". Не допускаются ни в коем случае вопросы типа "что общего...", "в чем разница...". Если в задании формулируется конкретный вопрос "Создать точечный рисунок по данным в таблице" или "сколько морковок ты видишь на рисунке?", это не метапредмет. Можно задачу о морковках перевести в метапредметную плоскость, сформулировав вопросы в задании следующим образом: "Что видишь на картинке? Что думаешь по этому поводу? Зачем здесь изображены эти морковки?".
В идеале, метапредмет (если просто пояснить на пальцах) решает задачу одного предмета средствами другого.
Например, на уроке биологии учитель формулирует проблему "Почему римляне хотели засыпать Карфаген солью?". Вопрос вроде исторический, но решить его нужно средствами биологии этот же вопрос можно разобрать с помощью средств математики - на уроке математики и т.д.). Дети выдвигают гипотезы, разбившись на группы, собирают аргументы для доказательства, проводят небольшое исследование, публично отстаивают свои предложения. Приходят к выводу о том, что соль из почвы забирает воду, растения гибнут от жажды, а - люди от голода. Средствами биологии решена историческая проблема.
Решая эту проблему средствами математики (на уроке математики), придется рассчитывать площадь Карфагена, площадь территорий, где растут растения, массу необходимой соли и т.д. Эту задачу можно перевести в метапредмет по химии: рассчитывать массовые доли солей гипо- и гипертонических растворов (почвенных и в растении), чтобы, так сказать, наверняка уничтожить Карфаген.
Другой пример метапредметной задачи "Почему художник Ренуар писал широкими мазками?". Если эту задачу решить средствами биологии, то в ходе решения найдем ответ: у него был сильнейший радикулит, не позволявший свободно владеть пальцами. Ему привязывали кисти для рисования к кистям рук. Отсюда такая техника рисования.
Измените чуть формулировку задачи о Ренуаре по другому, например "Можно ли как-то помочь Ренуару?", переведете ее в плоскость биохимии: натриевая соль салициловой кислоты обладает обезболивающим эффектом, содержится в коре дуба. Таблеток в то время таких не было, вот кора дуба всегда под рукой. При такой формулировке задача выйдет в метапредмет по химии (строение лекарственных препаратов).
При составлении метапредметных заданий не кидайтесь в крайности: не всякую задачу можно и нужно переводить в метапредмет. Каждая задача имеет определенную цель: какая-то для отработки навыка, другая - для развития памяти и т.д. Поэтому метапредметные задания ни в коем случае не должны полностью заменить традиционные (академические) задачи, а, наоборот, дополнить их.
Путь освоения педагогом метапредмета тернист и многотруден, но это стоит того. У меня ушло на это три года теоретической и практической подготовки на кафедре начального и дошкольного обучения (по системе Л.В. Занкова) при ИПКиППРО Тульской области.