12
« : 09 Декабрь 2016, 23:10:55 »
Дидактические игры для формирования фонематических процессов.
Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
в условиях логопункта.
Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха.
Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
Фонематическое восприятие -это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.
Игры, используемые в коррекционной работе на 1 этапе.
-различение неречевых звуков.
Игра «Шумовые баночки».
Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.
- дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)
Игра «Где хлопнули? », Игра «Где позвонили»
Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.
Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет.
- дифференциация по темпу (быстро - медленно)
"Кто быстрее? "
- дифференциация по силе звучания (громко - тихо)
Игра «Высоко – низко»
2 этап - развитие речевого слуха.
Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе.
- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
Игра «Дует ветер».
Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
-дифференциация слов, близких по звуковому составу:
Игра» «Какое слово отличается? ».
Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.
-дифференциация слогов
Игра «Похлопаем».
-дифференциация фонем.
Игра «Доскажи словечко».
Логопед читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме
Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Игра «Помоги собрать вещи»
Цель: различение звуков [з] – [ж]
Дидактические игры на формирование слоговой структуры слова.
Цели:
• Определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух;
• Угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове;
• Прогнозирование финального и инициального элементов слова с опорой на предметные картинки.
Игры с мячом
«Большой- маленький»
Логопед называет предмет, кидает мяч ребенку. В ответ, ребенок называет предмет в уменьшительно-ласкательной форме и возвращает мяч.
Дом- домик
«Доскажи слово»
Логопед говорит слово- ребенок называет, заранее оговоренное окончание.
…(ка) : кад-…, бан-…, гай-…, пап-…, юб-…, ут-…, дуд-…, кеп-…
«Чей детеныш?»
Логопед называет детеныша, ребенок кидает мяч и говорит его маму.
Волчонок- волчица
«Мой веселый, звонкий мяч»
Ребенку предлагается отбивать по слогам стихотворение:
Игры с движением
«Робот»
На полу разложена лестница из картона. Ребенку предлагается прошагать слово по слогам.
Ве-ло-си-пед
Собираемся в детский сад»
В противоположных сторонах кабинета располагаются куклы мальчика и девочки. Ребенку предлагается выбрать из предметных картинок одежду для мальчика и девочки. В движении, проговаривая слова, отнести картинку к нужной кукле.
«Нехочуха»
Логопед называет действие, ребенок его выполняет – но говорит, что не хочет это делать.
«Путаница»
Логопед называет слово, переставляя слоги. Ребенок называет слово правильно.
Ло-та-па лопата
Игры на звукопроизношение
Цель: автоматизация и дифференциация звуков (С-З, Ш-Ж, С-Ш, Ц-Ч, Л-ЛЬ, Р-РЬ, Л-Р)
Игра "Почини будильник", Игра "Найди божью коровку", Игра "Подушки-игрушки", Игра "Трудолюбивая пчела",Игра "Клумба", У родителей и деток вся одежда из монеток, Муравейник, Игра "Флаги", Фруктовое лото, Домино "Ягоды" (звуки Л-Р), Прожорливая лягушка, Лото "Футбольный мяч", Игра "Сырный домик"и т.д.
Логопедические игры по обогащению словаря ребенка
Игра «Кому принадлежит фраза?», “Игры с буквами”, «Сравни разных зверят», «Отгадай предмет по названию его частей», «Путешествие», Игра Угадайте, что за сказка? Рассказ сказки по первым слогам.
Логопедические игры на развитие понимания речи
«Делай, что я сказал(а)», «Грибки», «Яблонька», «Умный пальчик», «Поручения».