принципы хорошего воспитания
То, что Вы делаете, имеет значение. “Это один из наиболее важных принципов, поскольку дети наблюдают за Вами. На горячую руку никогда не реагируйте на проступок ребенка. Спросите себя “Чего я хочу достичь и добьюсь ли я этого этими методами?"
Нельзя быть чрезмерно любящим. “Нельзя испортить ребенка большой любовью”, пишет он. “Ребенок меняется не от чрезмерной любви родителей, а от того, что получает вместо любви – снисхождения, заниженных ожиданий или материальных вещей”.
Живите жизнью ребенка. Это занимает много времени, усилий, а иногда просто тяжело. Это значит пересмотреть свои приоритеты, пожертвовать тем, чего Вы хотите, на то, что нужно ребенку. Будьте с ребенком не только мысленно, но и физически. Но это не значит, что Вы должны делать домашнее задание вместо ребенка или его исправлять, поскольку этим должны заниматься учителя.
Методы воспитания должны соответствовать ребенку. Идите в ногу с этапами развития ребенка. По мере взросления посмотрите, как возраст влияет на поведение. “Желание быть независимым лежит в основе его “нет” на Вашу просьбу. То же самое движет ребенком, когда он учится ходить на горшок”, пишет Стайнберг. “Всплеск интеллектуального развития заставляет 13-летнего ребенка быть любознательным на занятиях, но одновременно противоречивым за обеденным столом. Например, восьмиклассник часто бывает вспыльчив и раздражен, что влияет на успеваемость в школе. Все время пытается доказать свою точку зрения. Следует ли родителям давить на него или постараться его понять так, чтобы не пострадало его чувство собственного достоинства?” В случае с 13-летним, причин такого поведения может быть много. Он может быть в подавленном настроении, недосыпать или поздно ложиться спать. Возможно, ему нужно показать, как распределить время с учетом подготовки домашнего задания. У ребенка так же может быть плохая память. Поэтому просто заставлять учиться не имеет смысла. Нужно проконсультироваться со специалистом.
Установите правила. “Если Вы не справляетесь с ребенком в раннем возрасте, у него возникнут проблемы с самоконтролем тогда, когда Вас не будет рядом. Любое время дня и ночи, Вы должны знать ответы на три вопроса: Где мой ребенок: Кто с ребенком? Чем занимается? Правила, которые ребенок взял от Вас, будут правилами, которые он будет применять к себе в будущем. Но Вы не сможете детально контролировать ребенка. В средней школе ребенок сам должен делать задания, принимать решения без Вашего вмешательства”, говорит Стайнберг.
Воспитывайте независимость. “Определенные ограничения помогают ребенку развить чувство самоконтроля. Поощрение независимости развивает саморегуляцию поведения. Чтобы быть успешным в жизни, ему понадобятся оба”. Как считает Стайнберг, детям нужно давать больше свободы. Многие родители приравнивают детскую независимость к непокорству и непослушанию. Дети стремятся к независимости по простой причине – как и все люди, они хотят сами контролировать, а не быть контролированными кем-то другим.
Будьте последовательны. “Если Вы непредсказуемо меняете правила изо дня в день или применяете их периодически, недисциплинированность ребенка – Ваша вина, а не его. Последовательность – наиболее важный аспект воспитания. Определите эти несоответсвия. Если Ваш авторитет основан на мудрых решениях, а не на власти, ребенок не будет оспаривать его. Многим родителям не хватает чувства последовательности, в результате чего ребенок приходит в замешательство и не знает, как себя вести.
Избегайте суровой дисциплины. Родителям ни в коем случае не стоит бить ребенка. “Дети, которых шлепают или бьют, более склонны к проявлению насилия по отношению к другим детям. Часто они становятся задирами и агрессивно настроены против других”. Существует много доказательств того, что шлепанье вызывает агрессию и приводит к конфликтным ситуациям с другими детьми. Вы можете применить много других методов, например, тайм аут, который оказывается более эффективным, нежели шлепанье.