Побродила сегодня по сайту...много чего посмотрела.
И.., пришла к выводу, что прежде чем пытаться научить ребенка чему-либо, необходимо изучить ребенка "вдоль и поперек", т.е. его психологические особенности ("придосообразие" (Я.А. Каменский) ). Так на форуме с общей темой "Когда и в какие кружки отдавать ребенка" прочитала много разных предложений, которые, в основном, являются результатом умозаключения педагогов. И не нашла самого главного: с чего, собственно, все начинается. А начинать необходимо с элементарных знаний о сензитивных периодах развития личности. Вот об этом стоит поговорить.
Надеюсь, что Игорь Вячеславович, как один из немногих профессионалов в области метапредмета, поймет, почему эту информацию я разместила, именно, на его форуме.
Если перевести латинское слово "сенситивный" на русский язык, то означать оно будет "чувствительный". В период от 0 до 6 лет ребенок переживает периоды освоения чего-то нового. Именно в этот период ему особенно нравится то или иное занятие. Игрушка или определенное действие в период сенситивного развития ребенка становится особенно важными. Так же, для ребенка становится обязательным выполнение разных задач и поиск способов преодоления возникших перед ним трудностей.
Именно поэтому родители должны знать, когда и какой сенситивный период наступает.
Мария Монтессори очень хорошо и подробно написала об этих периодах. Но, поскольку каждый малыш индивидуален, как и его психологическое и физическое развитие, то и, соотношение возраста и сенситивного периода у одногодок может различаться.
Доказано, что заставляя ребенка делать то, что ему не нравится или у него не получается, вы получите обратный результат. Поэтому, будьте очень осторожны и внимательны к своему малышу. Пусть он не научится читать раньше, чем соседский сорванец, зато не получит психологической травмы на долгие годы.
Рассмотрим следующие сенситивные периоды:
1. Развитие речи.
2. Сенсорное развитие.
3. Восприятие чистоты и порядка.
4. Мелкая моторика.
5. Двигательная активность.
6. Социальность.
1. Развитие речи
Сенситивный период освоения этого навыка длится на протяжении нескольких лет. Но, обратите внимание на то, что является особенностью в разном возрасте.
• С рождения до 1 года
Долгие «беседы» с малышом сразу после его рождения очень помогут его дальнейшему развитию речи. Пока ребенок не может поговорить с вами, но очень внимательно слушает. Говорите с ним обо всем, что происходит, да и вообще, используйте любой момент, чтобы малыш услышал ваш нежный голос.
• 1-3 года
Ребенок начинает пытаться говорить. Словарный запас ребенка пополняется с большой скоростью. Именно в этот период будет полезным читать книги ребенку, рассказывать интересные истории и самое главное, общаться с ним, как со взрослым человеком. Это поможет ребенку научиться правильной речи и логически размышлять.
• 3-6 лет
В этом возрасте ребенок проявляет активный интерес к грамматике. Он изучает буквы, старательно выкладывая их из любых подходящих предметов, или пытается написать где угодно и чем угодно. После четырех лет дети начинают попытки чтения. Именно в этом возрасте начните обучать ребенка чтению и результаты вас очень порадуют. Если последовать совету мисс Монтессори, то чтение лучше всего усваивается вместе с письмом. Так как свои мысли понять, написав и прочитав их, намного проще, чем написанные кем-то другим.
2. Сенсорное развитие
Длится этот период с 0 и до 5 с половиной лет. В этом возрасте активно развиваются все сенсорные способности малыша. Он учится видеть, ощущать вкус, различать запахи и звуки. И в этот период Мария Монтессори предлагает для малышей задачки для наилучшего развития этих навыков. Нужно просто поиграть с ними в игру, когда ребенок с закрытыми глазами определяет на ощупь или на вкус и запах предметы или продукты.
Обычные домашние дела могут стать хорошим развивающим упражнением для ребенка. Постукивания по разным предметам хорошо разовьет слух. А игра с мешочком будет веселым развивающим развлечением не только для ребенка, но и для всей семьи.
3. Восприятие чистоты и порядка
Для маленького человечка обычный порядок в доме не значит эстетически красивый вид помещения. Для малыша это своего рода показатель того, что все стабильно и привычно. Любое нарушение «порядка» может вызвать у ребенка психологическое напряжение или переживание. Уже в два годика ребенок своими капризами может показывать не скверный характер, а желание видеть постоянство в окружающем его мире – комнате, квартире, группе детского сада или даже поведения его родителей.
4. Мелкая моторика
Период наиболее активной моторики малыша приходится на возраст от полутора до пяти с половиной лет. Начиная с полуторогодовалого возраста, малыши начинают неосознанно развивать свою мелкую моторику. Они могут интересоваться мелкими предметами, засовывают их в разные отверстия или даже в нос и уши. Этот процесс обязательно нужно контролировать, но не полностью запрещать. Раз в этом есть потребность, значит нужно ее удовлетворить.
Для того, чтобы спокойно дать малышу развивать свою мелкую моторику, которая способствует развитию мозговой деятельности, нужно просто сделать эти игры безопасными.
Сделайте из пуговиц бусы, связав их прочной веревочкой. Вместе с малышом можно собрать или разобрать мелкие детали конструктора. Малыш будет не только развивать моторику, но и получит начальные понятия целого и частей.
5. Двигательная активность
От года до четырех лет лучшее занятие для малыша это подвижные игры. Именно движение помогает улучшить кислородный обмен во всем организме малыша. Сидеть на одном месте дольше 5-10 минут в этом возрасте малышам категорически противопоказано!
Развитие двигательной активности у ребенка происходит постоянно. Он учится новым движениям, осваивает способности своего тела и развивает координацию. Помогите малышу быстрее научиться всему разнообразию движений и вам самим будет спокойнее за него. Ведь малыш будет уверенно чувствовать себя в любой ситуации.
Именно в этот период ребенка нужно отдавать в спортивные и танцевальные кружки.
6. Социальность
Начиная с двух с половиной лет и до шестилетнего возраста, малыш начинает запоминать правила поведения и социальные нормы.
Примером для него обычно являются родители. Поэтому не удивляйтесь, если ребенок ведет себя так, как вы от него совсем не ожидали. Будьте примером, так как малыш впитывает знания и манеры поведения со скоростью реактивного самолета.
Все эти сенситивные периоды развития ребенка наверняка вам знакомы. И нет ничего сложного в том, чтобы помочь своему малышу полноценно и активно развиваться.
Будьте внимательны к интересам своего малыша и он всегда порадует вас своими успехами.