Автор Тема: Сензитивные периоды в развитии ребенка.  (Прочитано 9526 раз)

Светлана Прохорова

  • Гость
Побродила сегодня по сайту...много чего посмотрела.

И.., пришла к выводу, что прежде чем пытаться научить ребенка чему-либо, необходимо изучить ребенка "вдоль и поперек", т.е. его психологические особенности ("придосообразие" (Я.А. Каменский) ). Так на форуме с общей темой "Когда и в какие кружки отдавать ребенка" прочитала много разных предложений, которые, в основном, являются результатом умозаключения педагогов. И не нашла самого главного: с чего, собственно, все начинается. А начинать необходимо с элементарных знаний о сензитивных периодах развития личности. Вот об этом стоит поговорить.

Надеюсь, что Игорь Вячеславович, как один из немногих профессионалов в области метапредмета, поймет, почему эту информацию я разместила, именно, на его форуме.

Если перевести латинское слово "сенситивный" на русский язык, то означать оно будет "чувствительный". В период от 0 до 6 лет ребенок переживает периоды освоения чего-то нового. Именно в этот период ему особенно нравится то или иное занятие. Игрушка или определенное действие в период сенситивного развития ребенка становится особенно важными. Так же, для ребенка становится обязательным выполнение разных задач и поиск способов преодоления возникших перед ним трудностей.

Именно поэтому родители должны знать, когда и какой сенситивный период наступает.

Мария Монтессори очень хорошо и подробно написала об этих периодах. Но, поскольку каждый малыш индивидуален, как и его психологическое и физическое развитие, то и, соотношение возраста и сенситивного периода у одногодок может различаться.

Доказано, что заставляя ребенка делать то, что ему не нравится или у него не получается, вы получите обратный результат. Поэтому, будьте очень осторожны и внимательны к своему малышу. Пусть он не научится читать раньше, чем соседский сорванец, зато не получит психологической травмы на долгие годы.

Рассмотрим следующие сенситивные периоды:

1. Развитие речи.
2. Сенсорное развитие.
3. Восприятие чистоты и порядка.
4. Мелкая моторика.
5. Двигательная активность.
6. Социальность.

1. Развитие речи

Сенситивный период освоения этого навыка длится на протяжении нескольких лет. Но, обратите внимание на то, что является особенностью в разном возрасте.

• С рождения до 1 года

Долгие «беседы» с малышом сразу после его рождения очень помогут его дальнейшему развитию речи. Пока ребенок не может поговорить с вами, но очень внимательно слушает. Говорите с ним обо всем, что происходит, да и вообще, используйте любой момент, чтобы малыш услышал ваш нежный голос.

• 1-3 года

Ребенок начинает пытаться говорить. Словарный запас ребенка пополняется с большой скоростью. Именно в этот период будет полезным читать книги ребенку, рассказывать интересные истории и самое главное, общаться с ним, как со взрослым человеком. Это поможет ребенку научиться правильной речи и логически размышлять.

• 3-6 лет

В этом возрасте ребенок проявляет активный интерес к грамматике. Он изучает буквы, старательно выкладывая их из любых подходящих предметов, или пытается написать где угодно и чем угодно. После четырех лет дети начинают попытки чтения. Именно в этом возрасте начните обучать ребенка чтению и результаты вас очень порадуют. Если последовать совету мисс Монтессори, то чтение лучше всего усваивается вместе с письмом. Так как свои мысли понять, написав и прочитав их, намного проще, чем написанные кем-то другим.

2. Сенсорное развитие

Длится этот период с 0 и до 5 с половиной лет. В этом возрасте активно развиваются все сенсорные способности малыша. Он учится видеть, ощущать вкус, различать запахи и звуки. И в этот период Мария Монтессори предлагает для малышей задачки для наилучшего развития этих навыков. Нужно просто поиграть с ними в игру, когда ребенок с закрытыми глазами определяет на ощупь или на вкус и запах предметы или продукты.

Обычные домашние дела могут стать хорошим развивающим упражнением для ребенка. Постукивания по разным предметам хорошо разовьет слух. А игра с мешочком будет веселым развивающим развлечением не только для ребенка, но и для всей семьи.

3. Восприятие чистоты и порядка

Для маленького человечка обычный порядок в доме не значит эстетически красивый вид помещения. Для малыша это своего рода показатель того, что все стабильно и привычно. Любое нарушение «порядка» может вызвать у ребенка психологическое напряжение или переживание. Уже в два годика ребенок своими капризами может показывать не скверный характер, а желание видеть постоянство в окружающем его мире – комнате, квартире, группе детского сада или даже поведения его родителей.

4. Мелкая моторика

Период наиболее активной моторики малыша приходится на возраст от полутора до пяти с половиной лет. Начиная с полуторогодовалого возраста, малыши начинают неосознанно развивать свою мелкую моторику. Они могут интересоваться мелкими предметами, засовывают их в разные отверстия или даже в нос и уши. Этот процесс обязательно нужно контролировать, но не полностью запрещать. Раз в этом есть потребность, значит нужно ее удовлетворить.

Для того, чтобы спокойно дать малышу развивать свою мелкую моторику, которая способствует развитию мозговой деятельности, нужно просто сделать эти игры безопасными.

Сделайте из пуговиц бусы, связав их прочной веревочкой. Вместе с малышом можно собрать или разобрать мелкие детали конструктора. Малыш будет не только развивать моторику, но и получит начальные понятия целого и частей.

5. Двигательная активность

От года до четырех лет лучшее занятие для малыша это подвижные игры. Именно движение помогает улучшить кислородный обмен во всем организме малыша. Сидеть на одном месте дольше 5-10 минут в этом возрасте малышам категорически противопоказано!

Развитие двигательной активности у ребенка происходит постоянно. Он учится новым движениям, осваивает способности своего тела и развивает координацию. Помогите малышу быстрее научиться всему разнообразию движений и вам самим будет спокойнее за него. Ведь малыш будет уверенно чувствовать себя в любой ситуации.
Именно в этот период ребенка нужно отдавать в спортивные и танцевальные кружки.

6. Социальность

Начиная с двух с половиной лет и до шестилетнего возраста, малыш начинает запоминать правила поведения и социальные нормы.

Примером для него обычно являются родители. Поэтому не удивляйтесь, если ребенок ведет себя так, как вы от него совсем не ожидали. Будьте примером, так как малыш впитывает знания и манеры поведения со скоростью реактивного самолета.

Все эти сенситивные периоды развития ребенка наверняка вам знакомы. И нет ничего сложного в том, чтобы помочь своему малышу полноценно и активно развиваться.

Будьте внимательны к интересам своего малыша и он всегда порадует вас своими успехами.
« Последнее редактирование: 16 Май 2015, 21:24:56 от Игорь Вячеславович »

Педагогическое сообщество


Игорь Вячеславович

  • Гость
Сенситивный период – период в жизни ребенка, в который усваивается или развивается двигательная способность. Точнее будет, формулировать определение этого периода следующим образом: сенситивный период, это период, когда ребенок достаточно психически созрел, чтобы усвоить определенные психо-физические функции.

Абсолютно согласен со Светланой Викторовной, что это очень важный момент в формировании личности как ребенка, так  и будущего подростка.

Обычно среда, в которой ребенок живет и окружающие его люди предоставляют ему многочисленные случаи для упражнения (В нормальных семьях и у нормальных родителей, что далеко не норма сегодня в нашем обществе. "Родители уже не воспитывают детей – они финансируют их". (Пшекруй)), соответствующие его потребностям в данный момент, в который они становятся осязаемыми. Когда этого не происходит, возможность естественного усвоения теряется. Т.е. теряется период особой чувствительности. В таких случаях у детей может быть позднее почти полностью утеряна способность усваивать информацию, в критических случаях, даже человеческий язык и соответствующее человеку поведение. Согласно воззрениям патопсихологии, это критический период в развитии ребенка.

С одной стороны, раннее обучение, которым все так повально увлечены сегодня, имеет под собой рациональные зерна, ребенок до 3х лет действительно как губка впитывает информацию, с другой, они (многочисленные теории) зачастую не учитывают психическое соответствие. Когда в семье появляется малыш, родители начинают читать различную литературу по воспитанию и развитию ребенка. И, к сожалению, развитие порой выходит на первый план. Это вполне объяснимо, ведь если у малыша нет неврологических проблем, то и развивать его достаточно просто. Процесс, который дает результат всегда увлекает и, сами того не замечая, мама и папа ставят перед крохой все новые задачи, при этом сенситивное в его развитии уже не берется в расчет. Родители пытаются поскорее перепрыгнуть в следующую психологическую и интеллектуальную фазу развития ребенка: школьную. Таким образом, неконтролируемым ранним развитием неграмотные в отношении психологии развития родители только мешают правильному формированию психики ребенка, что в последствии может привести к плачевным последствиям, да и привычку к труду, в силу стратегий раннего развития, оставляют несформированной.  А уж про формирование сенситивных и подавленных личностях даже говорить бессмысленно, на опыте наблюдаем это.

К сожалению, неуверенность в себе — это повседневный психический феномен. О неуверенных в себе, или, лучше, сенситивных, личностях говорят тогда, когда вследствие этого недостатка люди страдают и вступают в конфликты.

Сенситивные люди повышенно восприимчивы и впечатлительны. Они не проявляют настойчивости, чувствительны и ранимы, злость и заботы «проглатывают», но носят в себе долго и тяжело, не высказывая их. Отягощающие переживания и конфликты не вытесняются, не отвергаются и не изолируются в смысле  защитных психологических механизмов; они сохраняются в сознании и остаются эмоционально насыщенными, что даже в целом, может привести к асоциальному поведению или появлению психических расстройств личности. Сенситивные люди склонны к застреванию и ретенции аффекта: способность руководить собой и прежде всего возможность переработки и проявления аффекта недостаточны.

Из всего сказанного следует  очень простой вывод: все, в свое время, раз, и, все хорошо в меру, два, и, хорошо все, что не приносит вреда, три.
« Последнее редактирование: 16 Май 2015, 23:34:24 от Игорь Вячеславович »

Светлана Прохорова

  • Гость
Спасибо за интересную информацию о сензитивных типах личности. Вы совершенно верно подметили, что:
Цитировать
Сенситивные люди повышенно восприимчивы и впечатлительны. Они не проявляют настойчивости, чувствительны и ранимы, злость и заботы «проглатывают», но носят в себе долго и тяжело, не высказывая их. Отягощающие переживания и конфликты не вытесняются, не отвергаются и не изолируются в смысле  защитных психологических механизмов; они сохраняются в сознании и остаются эмоционально насыщенными, что даже в целом, может привести к асоциальному поведению или появлению психических расстройств личности. Сенситивные люди склонны к застреванию и ретенции аффекта: способность руководить собой и прежде всего возможность переработки и проявления аффекта недостаточны.
   Это, как правило, люди с преобладанием мелано-холерических типов темперамента (в разных соотношениях). Особенно дети: тончайшая эмоциональная организация, особое восприятие окружающего мира, с последующей , так же только свойственной им, особой формой репрезентации, ставит их в позицию «чуднЫх». А ведь они чУдные. Это, часто очень талантливые дети. Но, чтобы раскрылся их талант, требуется намного больше времени, чем остальным детям. Им нужно создавать ситуации успеха, они нуждаются в одобрении даже незначительных успехов. А мы? А нам некогда, у нас проблемы поважнее. А потом мы будем разводить руками: ПОЧЕМУ все так?...

Игорь Вячеславович

  • Гость
Согласен. Конфликт между «мочь» и «стремиться»....  К сожалению,  на деле -  невротические проявления, глобальные изменения характера, в сторону подавления, и психопатия. dash:((

Светлана Прохорова

  • Гость
Печально все это...Страдают все : родители, педагоги, а, самое главное, ребенок. А проблема-то кроется в лени взрослых: желании получше узнать собственного ребенка...

Игорь Вячеславович

  • Гость
А это уже вытеснение, СВ. Все то, что нам кажется сложным, мы вытесняем за грань интересов в область торможения. А вот популистское, оно и понятнее и ближе, наоборот возводим на пьедестал и  в ранг Истины. А в сути проблемы уже давно никто не вникает и не разбирается, им важен сиюминутный результат. Поколение "Селфи"... (((
« Последнее редактирование: 17 Май 2015, 05:09:46 от Игорь Вячеславович »

Светлана Прохорова

  • Гость
Игорь, а в суть этой проблемы НИКОГДА и раньше никто не вникал. Психологию за науку никто не считал (да и сейчас у многих отношение не изменилось). Вспомни как решали проблемы с левшами еще лет15-20 назад...Так что "Селфи"  существовало задолго до его визуализации))))

Игорь Вячеславович

  • Гость
Ну, уж дудки, не соглашусь про 15-20 лет назад. Там другое время было, суть можно выразить одним словом - идеология. Хоть и подходила она к концу. И все, абсолютно, было подчинено этой идее. Стандарт. )) Точнее, шаблон. Серая масса, которой управлять легко и просто, но в этом тоже есть рациональное - хоть личность и подавлена, зато страна какая.... Нам сейчас, ой, как далеко до величия союза. Мелко плаваем, а тот Гагарина в полет отправил. А планировать коммунисты умели и делали это очень хорошо и на долгие годы.  Во всех сферах, в том числе и в образовании. Вот и задумаешься, а нужна ли нам была эта реформа? Интересно, что социальное нашло отражение в полной мере и в образовании. То же и с левшами. Прежде был шаблон, потом отказ от него, поиски смыслов (причем в массе своей бестолковые, опять же по причине неготовности или даже элементарного незнания и невежества. Отказ от опыта  физиологов и проброс в сторону Запада), сейчас снова метание из угла в угол, вместо того, чтобы остановиться и подумать. Возьми, например, тот же вопрос о возврате сочинения. А где спрашивается мозги были, когда отказывались от этого инструмента, проверенного временем и дающего превосходные результаты? Где? В отпуске? Хорошо, возвращаем, но как это делается? Тернии... Что-то я последнее время все больше склоняюсь к тому, что России нужна или монархия или некая форма авторитарного управления. И никакого Запада. Нас эта "свобода", в кавычках,  лишь отупляет в итоге. Не пытаюсь разбирать вопрос, кто прав, кто виноват. Но вот, что делать, тут все животрепещущее. Особенно в образовании и медицине.  В образовании, вообще нельзя реформ наскоком проводить, это такая область, где нужно отмерять не 7 раз, а 1007, а уж потом, посоветовавшись еще разок с самими учителями, отрезать.  Извини, что несколько сумбурно написал, но уверен, ты меня поймешь.

Светлана Прохорова

  • Гость
"И не зачем так кричать!" (Кролик и з м/ф "Винни Пух")
Я все прекрасно понимаю, но...Начну по порядку. То, что касается планирования при коммунизме, пожалуй, соглашусь. У людей была уверенность в завтрашнем дне. А вот исключительно традиционный подход в образовании не приемлю. Бесконечно скучные и однообразные уроки: наперед знаешь, кого сейчас спросят и, что будет дальше. Добрым словом могу вспомнить только учительницу по математике. А почему? А потому, что работала по развивающим технологиям (хотя сама и не знала этого), имела желание научить каждого, и учила разными приемами, методами и т.д. Что до остальных, то лучше бы их и не было. Их нудные уроки отнимали у меня время, так как дома приходилось до всего доходить самой. Десять лет в школе прошли для меня впустую. Я бы за 7 лет осилила программу самостоятельно, только намного эффективнее.
  Теперь о сочинении. В наше время и сейчас его писали только те, кто хоть более или менее читал. И правильно сделали, что отменили. Мы все разные, и не каждый может аргументировать свои мысли письменно. Помню, как в наше время учителя на экзамене писали сочинение за некоторых детей (статистику нельзя было испортить). И введение обязательного написания сочинения ничего не даст ни через пять лет, ни через десять...
   Помню студентов-заочников (это были директора совхозов, их замы), за которых я с 9-го класса решала контрольные по математике и физике (они в политехе учились за жуткие натуральные взятки; да можно ли это назвать учебой: числились скорее).
   Помню, "хилых троечников", которые массово проходили по направлениям в ВУЗы, занимая места тех, кому они принадлежали по праву... А мы потом за них все пять лет контрольные писали, курсовые, и тянули их бедных за уши все пять лет. И таких было полстраны... 
   Это, наверное, издержки "святого" коммунизма. Лично я, не хочу ДУМАТЬ КАК ВСЕ, ОДЕВАТЬСЯ КАК ВСЕ, ДЕЛАТЬ ВСЕ ТО, ЧТО ДЕЛАЮТ ВСЕ. ЭТО ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННО. Я всегда за золотую середину везде и во всем. Если это касается образования, то нужно бережно хранить рациональные зерна традиции и умело сочетать их с инновациями. Лично мне тяжело было бы работать в традиционной школе с ее жестким регламентом относительно структуры урока. Я со своим характером там бы не ужилась: я бы не смогла терпеть наставлений от коллег только потому, что они старше, а по сути профессионализма я знала, что вот это смогу сделать лучше...
    Если тогда все было так замечательно, то и метапредмет нам ни к чему...Жили ведь раньше без него и нормально: вызубрил и до свидания. А что до понимания, а кому оно нужно было? И тогда, и сейчас...

PS\   Ты, конечно же, помнишь вот это: "Платон -  мне друг, но истина дороже". А я бы еще добавила, что если это самый лучший друг, то не он ли и есть ИСТИНА, самая настоящая: ИСТИНА ИСТИН?! А тогда выходит, что мой друг мне дороже всяких иных истин!))). Я стараюсь понимать и принимать своих друзей такими, какие они есть! (Только у меня не всегда это выходит: бунтарский дух самости так и норовит выйти из-под контроля))))
Спасибо за комментарий!
« Последнее редактирование: 17 Май 2015, 13:29:13 от Светлана Прохорова »

Игорь Вячеславович

  • Гость
))) Собственно говоря, ты лишь подтвердила, а не оспорила мои слова. Каждой строчкой и каждым примером. Вроде бы опровергая, ты лишь подтверждала написанное.  Бездельников и дураков всегда хватало, но тогда хоть живое общение было, те же сочинения учили мыслить,  и если тогда лишь часть не писала их, использую лит.рабов - профессионалов, то сейчас это явление массовое. И привело оно к тому (как один из многих факторов), что нынешнее поколение умеет в совершенстве ставить лишь галочки и крестики, а думать, увы, большинство не научилось.  Как пишут в Контакте, так и думают. Сокращенный до смайлов язык,  сокращенные до прямой мозги. Конечно не все, но общая тенденция именно такая, и в этом не малая заслуга этих самых реформ.

Наше разногласие, расхождение  (вроде бы, но на деле это не так) у нас только в одном вышло по сути - политическое устройство.  Я тоже не хочу шаблонов. Я тоже против серой и унылой массы.  Но для нашего министерства я бы ввел диктатуру, чтоб поменьше экспериментировали над народом, а побольше делом занимались, нам же дали спокойно работать. Ну, а народу бы предложил монархические взгляды на воспитание и образование, в лучших традициях Царскосельского лицея.  Любой лицеист знал в совершенстве несколько языков, цитировал наизусть классиков, знал в совершенстве историю государства Российского и был настоящим метапредметным специалистом в выбранной области знаний. И я не говорю сейчас о палочной дисциплине, я говорю о приемах, о методах и подходах, когда в лицее обсуждалось все прогрессивно новое, когда велся отбор рационального, та самая пресловутая золотая середина, вместе с тем образование было классическим и всесторонним.
Процитирую тебя же:
"Технология - это наш скальпель, с которым мы идем на урок. А некоторые берут, не зная какой и зачем: "авось по ходу пригодится". Потом мы и имеем печаль в форме "детям не интересно". Пока не будет интересно нам самим, детям не будет интересно тем более."
« Последнее редактирование: 17 Май 2015, 17:08:33 от Игорь Вячеславович »

Светлана Прохорова

  • Гость
А я бы, вообще, министерство упразднила вместе с их стандартами: пусть идут и работают где-нибудь, только не школе. И тогда нам никто не будет мешать учить ребят так как нужно. А уж мы-то с тобой знаем как))))
  А, вообще-то, ребенка нужно воспитывать развивая, и не замерять каждый месяц его разнообразными КИМами. А у нас, как раз, времени на это развитие и нет. Успеваем только "напихать" знаниями...А их бы хорошо самим добыть...только вот времени на эту добычу нам никто не дает.
« Последнее редактирование: 17 Май 2015, 17:14:07 от Светлана Прохорова »

Игорь Вячеславович

  • Гость
Мысль хорошая. ))) Предлагаю создать министерство "Не мешающих министров" и поставить им цель - самообразование и общественные работы на протяжении всего срока службы. Область применения их "усердия"можно найти любую, главное подальше от народа. Например, работа мигрантов по благоустройству.

Светлана Прохорова

  • Гость
Да ты что такое говоришь: "самообразование"? Они его уже не потянут: когда они в последний раз что-то делали САМИ?))))) А общественные работы пусть выполняют под контролем мигрантов: у тех и то порядка больше, и чувство ответственности выше.

Игорь Вячеславович

  • Гость
 boss:)  ох, и крамольные мысли пошли...  ;D

Светлана Прохорова

  • Гость
" От иронии до крамолы один шаг". (М.Е. Салтыков-Щедрин)