Основным средством литературы является слово. Посредством созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Наше («читательское») восприятие и глубокое переживание судеб героев включает чувственное восприятие прочитанного, невольно подстегивает к легкому и ненавязчивому запоминанию событий и явлений.
Это очень хороший прием для восприятия информации, но мы, увы, не все поэты и писатели, поэтому использование художественной литературы и литературных примеров на уроке, есть в арсенале каждого педагога. Забавно, что порой книгу дети прочли, помнят сюжет, но для них является полным откровением, что в каком-нибудь романе или повести можно найти информацию по зоологии, медицине и физиологии, химии, физике, генетике и т.д. и т.д. А сказки? Легенды и мифы? Сколько не явных, образных примеров для, казалось бы, специфичной области знаний можно найти на страницах всем известных с детства...
Но самое интересное заключается в том, что таким образом мы снова возвращаем детей к книге, а ведь как часто мы сетуем на то, что дети не читают. А все просто - нужно читать самим и учить примером и на примерах детей этому: умению правильно читать. Представьте, вот Вы, удачно включаете в урок тот или иной эпизод из художественного произведения. Сказали (прочли) и забыли. В идеале, конечно, дети записали автора и название книги. Но дальше этого, как правило не идет, а ведь, можно детей подтолкнуть к прочтению всего этого произведения. Как, спросите? А очень просто: не давайте всей информации, составьте задачу из приведенного отрывка, исключите, например главного героя и попросите на следующем уроке описать его характер, профессию и т.д. , да попросите поискать еще один пример из книги подобный тому, что Вы уже прочли им. А можно просто остановиться на самом интересном месте и произнести: " А дальше... вы сами...". Поверьте, найдут и прочтут. Главное - подогрейте интерес ребенка.
________________________________________
Некогда моей методической темой было "Использование литературных примеров на уроке биологии". Готов поделится. Буду рад и от Вас принять в дар примеры художественного слова. Области самые различные.
Приводя пример, для системы указываем область знаний (предмет), тему урока, автора книги и название.