Автор Тема: О Свободе, Самовыражении и Образовании в целом в метафорической форме  (Прочитано 6806 раз)

Игорь Вячеславович

  • Гость
Эпиграф    «Где твои крылья, которые нравились мне?»

Видишь там, на горе возвышается крест

Под ним десяток солдат, повиси-ка на нем

А когда надоест, возвращайся назад,

Гулять по воде, гулять по воде,

Гулять по воде со мной.

(В. Бутусов)

Рассматриваю репродукции картин Питера Брейгеля старшего.

До чего интересен этот поэт. Да, да, я не оговорился, именно поэт, причем, пишущий остро, злободневно. К его работам хочется возвращаться и восхищаться. Снова и снова пересматриваю. Что же на них? Просто шутка художника? Или отражение его настроения? Смотрю и никак не могу понять "почему"? Почему история столь не любима нами, почему мы смотрим вперед не глядя под ноги, считая все минувшее пылью? Почему мы не замечаем, что песок этот золотой... Спросите, к чему это я? Сам не знаю. ))) Быть может, Вы, мои дорогие соавторы, поможете мне разобраться, почему так все просто и легко на холсте или бумаге, а на деле...  сквозь "тернистый путь к звездам", как пел Игорь Тальков (хотя он тоже цитировал).

Но это прелюдия. Найдите в сети. Обязательно! рассмотрите эти произведения. В них смысла больше, чем может вместить наше воображение. 

Стою пред ними. Не могу сидеть. Отхожу и снова приближаюсь... 

Вавилонская башня (Вена). 1563

«Построим себе город и башню высотою до небес».

Так начинается…  Народу много и он все пребывает, но камни выложены не строго, как следовало бы, а архитектора никто не слышит,… стремятся поскорей закончить, да и себя увековечить нужно, кирпичик в башню подложить. Ну, что ж, что он сырой, сгодится.  Работа кипит… весело…. Глупцы.

Сорока на виселице. 1568

«Дороги к виселице идут через веселые лужайки» (фламандская пословица). Слепцы… Как много нас бродящих вокруг и не замечающих очевидного.

Притча о слепых. 1568

 «То, что кажется, случаем, единичным, временно и местно ограниченным, то, что представляется исторически незначительным событием, воплощает судьбу, которой никто не может избежать, и которой человечество в своей всеобщности слепо подчинено. Вечные незыблемые законы и силы природы и жизни господствуют над волей, страданием и ощущением; они безжалостно определяют жизнь отдельного человека, и там, где мы думаем вести, нас, оказывается, ведет скрытое для нашего понимания назначение, словно незрячих в пропасть."  (Ромдаль)

Падение Икара. ок. 1558 

«Каждый, увидевший их, рыбак ли с дрожащей удою,

Или с дубиной пастух, иль пахарь, на плуг приналегший, –

Все столбенели и их, проносящихся вольно по небу,

За неземных принимали богов.»

(Овидий. пер. С. Шервинского)

Полёт Икара символ - символ человеческой мысли, творчества,  стремления к новому и неизведанному, фантазии, у которой нет рамок.  Картина  интерпретируется однозначно -  поражение возвышенного в борьбе с обыденностью, которой нет никакого дела до тех, кто стремится к свету.

И лишь круги на воде разойдутся....

За что же, Дедал, ты сына губишь, в угоду правилам своим…?

Смотря на эту картину, я мысленно словно переношусь в другое измерение и вдруг вижу молодого человека, что читает книгу - И.Акимов, В.Клименко "О мальчике, который умел летать". Как много мыслей и мечтаний...  Буря эмоций и чувств, и стойкое знание - я знаю теперь как надо. Это не объяснить словами, это нужно почувствовать. У него того, молодого и еще неопытного, но стремящегося ввысь было знаний (чувств) больше, чем у нынешнего - опытного, уже местами седого,  но уставшего и утратившего веру в светлое. Что весь его опыт в сравнении с умением мечтать?

Вавилонская башня (Роттердам). около 1563

А так заканчивается… Холодное, мрачное здание. Вокруг ни души. Пусто и сумрачно. Кто скажет, почему?   Бог виноват, а может ... Дедал? Или быть может...  рыбак, пастух и пахарь, что столь усердно подавали сырые кирпичи? Или те несчастные слепцы..?  Кто знает, кто знает… Но путь уготован всем один. Если...  Если только не случится чудо и вдруг, мы снова не превратимся в детей, отринув весь наш никчемный опыт, а начав вбирать крупицы знаний других - мудрецов и неразумных детей, если мы не начнем снова мечтать... 
Это песня о любви, о жизни, о профессии, о будущем.  Это реальность, и это  мечты.
« Последнее редактирование: 17 Май 2015, 01:58:09 от Игорь Вячеславович »

Педагогическое сообщество


Светлана Прохорова

  • Гость
   " Бег вслед за мечтой имеет свою цену. Он может потребовать отказа от прежних привычек, может провести через нелегкие испытания, а привести – к разочарованиям. Но как бы ни была высока эта цена, она все же не выше той, которую платит тот, кто не живет. Потому что он однажды оглянется назад и услышит голос своей души: «Ты пустил по ветру мою жизнь» (П.Коэльо)
     Сначала мечта...она - шаг к действию. К сожалению, наша школа часто убивает мечту в ребенке, приучая его мыслить шаблонно. И это печально...очень...

      Обожаю Брейгеля: глубочайшая философия, а, соответственно и метапредмет...Посредством его картин можно разрешить проблемы любой дисциплины, абсолютно любой. Это настолько гениально!
« Последнее редактирование: 16 Май 2015, 02:22:23 от Светлана Прохорова »

Игорь Вячеславович

  • Гость
   " Бег вслед за мечтой имеет свою цену. Он может потребовать отказа от прежних привычек, может провести через нелегкие испытания, а привести – к разочарованиям. Но как бы ни была высока эта цена, она все же не выше той, которую платит тот, кто не живет. Потому что он однажды оглянется назад и услышит голос своей души: «Ты пустил по ветру мою жизнь» (П.Коэльо)

Триумф смерти. 1562 г.    http://uploads6.wikiart.org/images/pieter-bruegel-the-elder/the-triumph-of-death.jpg

(Картина очень мрачная, может быть, самая мрачная из брейгелевских работ. Но, если вдуматься, то здесь запечатлены безусловно, недобрые символы и  злые силы, всеобщее торжество смерти и  некое ощущение глобального конца человечества, апокалипсис – но здесь нет дьявольщины, которую мы найдем в более ранних работах мастера.  И это еще больше усиливает  эффект восприятия беды...  Для справки: в  Нидерландах того периода свирепствовала инквизиция, испанцы огнем и мечом пытались подавить народное восстание. Вам ничего это не напоминает, нет ощущения замкнутого круга, сослагательности истории?)

Брейгель в своем творчестве показывает и в полной мере раскрывает  единство человека и плодоносящей природы, находящихся в бесконечном движении и обновлении. Он как никто лучше раскрыл  современную жизнь того времени, напряженность предреволюционной поры, национальный характер народа, его типы и нравы, жизненный уклад, неистощимую энергию и непередаваемое чувство праздничного мироощущения. Разве это не напоминает русскую душу Вам? Что до меня, то да, именно так, вероятно, отчасти именно поэтому и люблю его картины.

Художника привлекали не частные проявления повседневной жизни, которыми ограничивались его современники. Показывая кипучую жизнь фламандских городов и деревень, он остро видел социальные противоречия, контрасты своего времени. Брейгель философски осмысляет их. Красота жизни для него — в неустанной трудовой деятельности народа, его искренности и неподдельной честности, чего не скажешь о других представителях его картин, но уже "сословной наружности", прописанных, между тем,  тоже очень ярко и честно.

Сильное своей самобытностью, вобравшее самое ценное из передовых устремлений века искусство Брейгеля поражает мощью и выразительностью образов, глубокой связью с эпохой, пониманием ее основных проблем. И это минимум. А максимум - Питер Брейгель-  Гений. Его работы, глубоко философские во всей своей сути,  актуальны и поныне.

Путь на Голгофу (или "Несение креста"). 1564 г.  

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4e/Pieter_Bruegel_d._%C3%84._007.jpg

Воин знает —
одна (битва) исход войны не решает.
Мельница. (с)

(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a6/BRU-_Calvario_08.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/192/24192103_Breygel11.JPG

(фрагменты картины)

Игры детей. 1559-60 г.  

http://gallerix.ru/pic/B/1029566649/2076398735.jpeg

Улица усыпана играющими детьми, при этом перспектива картины не имеет предела, чем как бы утверждает, что веселые и бессмысленные забавы детей — своего рода символ столь же абсурдной деятельности всего человечества.  но смех и веселье это беззаботное - вечно, вечно пока мы побеждаем в битве, пока Армагеддон населен детьми - беспечными воинами Света. А наша задача, помочь им, не допустить армагеддона. 
« Последнее редактирование: 18 Май 2015, 05:52:02 от Игорь Вячеславович »

Светлана Прохорова

  • Гость
Брейгель, используя многие иконографические мотивы, существовавшие в разрозненном виде, объединяет их в некое новое, чисто брейгелевское по пониманию сюжета, единство. У него смерть косит всех без разбора. Пожалуй, Брейгель первым внес в эти мотивы новый эмоциональный оттенок: смерть не только косит людей, но и издевается над ними – издевается своей внешней, кажущейся милосердностью. Человек убит или смертельно ранен, а она помогает ему поудобней умереть, улечься на землю.
Помимо ограниченного числа сюжетов (в литературе, живописи), есть еще и так называемые, вечные темы. Тема Смерти занимает почетное место. В постижении смерти человечество не продвинулось ни на йоту,и в Средние века, и в 17 в. и сейчас образ и представления о смерти не изменились - ведь как может изменится то, чего нет?

Игорь Вячеславович

  • Гость
Зато есть боль и страдание. Горе матерей потерявших сыновей, горе родственников, а уж когда она забирает гражданских лиц, стариков, женщин, детей, я вообще молчу. Война это раздолье для нее, хотя... ее и нет . (

Светлана Прохорова

  • Гость
Способность справляться с болью — величайший дар нашего ума. Классическая мысль говорит о четырех дверях разума, которыми всякий может воспользоваться в случае необходимости.
Цитировать
Первая — это дверь сна. Сон предлагает нам убежище от мира и его боли. Сон ускоряет течение времени, отделяя и отдаляя нас от того, что причинило нам боль. Раненые часто теряют сознание, а люди, получившие страшные вести, падают в обморок. Так разум защищает себя от боли, проходя через первую дверь.
Вторая дверь — дверь забвения. Некоторые раны слишком глубоки и не поддаются исцелению — во всяком случае, быстро. Кроме того, воспоминания часто причиняют боль, тут уж ничего не поделаешь. Пословица «время лечит все раны» лжива: время лечит многие раны. Остальные прячутся за второй дверью.
Третья дверь — дверь безумия. Порой разум получает такой удар, что впадает в сумасшествие. Хотя это выглядит бессмысленным, на самом деле польза есть. Бывают времена, когда реальность не приносит ничего, кроме боли, и, чтобы от нее уберечься, разум вынужден бежать от реальности.
Четвертая дверь — дверь смерти. Последнее прибежище. Ничто не может причинить нам боль, когда мы мертвы, — по крайней мере, так кажется.   Патрик Ротфусс