Автор Тема: Искусство слова или образное отражение жизни  (Прочитано 3958 раз)

Игорь Вячеславович

  • Гость
Основным средством литературы является слово. Посредством созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Наше («читательское») восприятие и глубокое переживание судеб героев включает чувственное восприятие прочитанного, невольно подстегивает к легкому и ненавязчивому запоминанию событий и явлений.

Это очень хороший прием для восприятия информации, но мы, увы, не все поэты и писатели, поэтому использование художественной литературы и литературных примеров на уроке, есть в арсенале каждого педагога. Забавно, что порой  книгу дети прочли, помнят сюжет, но для них является полным откровением, что в каком-нибудь романе или повести можно найти информацию по зоологии, медицине и физиологии, химии, физике, генетике и т.д. и т.д.  А сказки? Легенды и мифы? Сколько не явных, образных примеров для, казалось бы, специфичной области знаний можно найти на страницах всем известных с детства...

Но самое интересное заключается в том, что таким образом мы снова возвращаем детей к книге, а ведь как часто мы сетуем на то, что дети не читают. А все просто - нужно читать самим и учить примером и на примерах детей этому: умению правильно читать. Представьте, вот Вы,  удачно включаете в урок тот или иной эпизод из художественного произведения. Сказали (прочли) и забыли.  В идеале, конечно,  дети записали автора и название книги. Но дальше этого, как правило не идет, а ведь, можно детей подтолкнуть к прочтению всего этого произведения. Как, спросите? А очень просто: не давайте всей информации, составьте задачу из приведенного отрывка, исключите, например главного героя и попросите на следующем уроке описать его характер, профессию и т.д. , да попросите поискать  еще один пример из книги подобный тому, что Вы уже прочли им.  А можно просто остановиться на самом интересном месте и произнести: " А дальше... вы сами...". Поверьте, найдут и прочтут. Главное - подогрейте интерес ребенка.

________________________________________
Некогда моей методической темой было "Использование литературных примеров на уроке биологии". Готов поделится. Буду рад и от Вас принять в дар примеры художественного слова.  Области самые различные.

Приводя пример, для системы указываем область знаний (предмет), тему урока,  автора книги и название.
« Последнее редактирование: 20 Май 2015, 13:55:25 от Игорь Вячеславович »

Педагогическое сообщество


Светлана Прохорова

  • Гость
На уроке биологии,при изучении темы "Селекция микроорганизмов", а именно, в подразделе современные методы селекции (генная, клеточная и хромосомная инженерия)использую следующие фрагменты из "Мифов древней Греции":
1)сказка "Тесей и Минотавр": "Когда Тесей пришел в Афины, вся Аттика была погружена в глубокую печаль. Уже в третий раз прибывали послы с Крита от могущественного царя Миноса за данью. Тяжела и позорна была эта дань. Афиняне должны были каждые девять лет посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Там их запирали в громадном дворце Лабиринте, и их пожирало ужасное чудовище Минотавр, с туловищем человека и головой быка. Минос наложил эту дань на афинян за то, что они убили его сына Андрогея".
2) "Легенда о кентаврах": "Отец кентавров, человек по имени Иксион, в свое время запятнал себя убийством - столь вероломным и жестоким, что никто из смертных не решался взять на себя его ритуальное очищение. Зевс, сжалившись над ним, очистил его, избавил от безумия и даже допустил к трапезе богов. Однако и на Олимпе Иксион не унимался: он принялся домогаться любви супруги Зевса Геры. Зевс решил проучить зарвавшегося смертного и создал образ Геры из облака. От соединения этого фантома с Иксионом и родилось на свет чудовищное потомство - кентавры. Кентавры обитали на противоположном берегу реки Стикс (реки забвения), т.е. на берегу мертвых. Они объединяли в себе дикие необузданные инстинкты и духовную мощь. Кентавры без конца враждовали с соплеменниками своего отца лапифами, а однажды даже пытались похитить их женщин. Впрочем, не все кентавры были так агрессивны - самые мудрые из них, Хирон, Фол и Кротос, воплощали мудрость и благожелательность. Хирон был прекрасным наставником - он даже обучал лекарскому искусству бога врачевания Асклепия (римляне называли его Эскулапом). Фол славился как непогрешимый прорицатель, а Кротос был непревзойденным охотником и любимцем муз".

На основании прочитанных фрагментов формулируем проблему: "Возможно ли сегодня произвести подобных мутантов?". Работая с научной литературой, дети приходят к выводу, что ученые научились производить химерные организмы: например, овца-коза.

Игорь Вячеславович

  • Гость
Признателен за комментарий и этот опыт. Сам тоже вскоре поучаствую, пока некогда, конец года...  kin:)

Светлана Прохорова

  • Гость
А корона-то чего на бок сползла? Великовата видать!))))