Общий форум > Образовательный метапредмет
Кейс-технологии - технология или метод?
Игорь Вячеславович:
Кейс-технологии - технология или метод? Стоит ли его обсуждать? И насколько это метод (или технология) действенна? Возможно ли применение в различных областях знаний (примеры)?
Эти и другие вопросы, я и предлагаю к обсуждению. Начало было положено здесь
http://teacher19.ru/forum/index.php?topic=348.0 ,
но тема, как мне кажется не развита. Да и требует она внимания на мой взгляд более пристального, т.к. рационального вижу много в этом методе (или все же технологии? ))
Светлана Викторовна Прохорова:
"Начну с того, что это никакая не новая технология. Это скорее метод (намного точнее; мы только недавно с тобой соотносили прием, метод, методику и технологию). Посмотри вот это:
Цитата:
"Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XXв. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Название его произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай.
В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах."
А теперь читаем далее и стараемся "выудить" особенности этого метода из его описания:
Цитата:
"Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся , опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно."
Тебе это ничего не напоминает? )))) А мне, ох как очень!!! Сразу в мозгах всплывают известные фамилии: Л.Выготский, Л.Занков, В.В. Давыдов и много-много еще кого...Технологии развивающего обучения - это все про них."
Напоминает, еще как напоминает.... ))) Но поговорить хочу не в общем, а вполне конкретно о (использую все же общепринятый термин) Кейс-технологии.
Светлана Прохорова:
А давай все же сначала попробуем доказать, что это технология. Если не соберем всех доказательств, значит, доказательством от ПРОТИВНОГО, окажется, что это метод.)))) Вот так..Идет?
Тогда начнем с азов: с понятия педтехнологии и основным требованиям к ней.
Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:
научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Критерии технологичности педагогической технологии
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:
концептуальность;
системность;
управляемость;
эффективность;
воспроизводимость.
Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Структура педагогической технологии
Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.
Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
Ну вот выбрала, пожалуй, самое основное ядро...
Игорь Вячеславович:
Идет. Но, как я понимаю, это лишь начало. dirol:) Подожду всех выкладок и тогда уже или соглашусь, или же вступлю в "противостояние".
Светлана Прохорова:
Интересное кино!))) А от кого ждешь выкладок и "противостояния"?))) Сдается мне, что это самое противостояние, если и замаячит, то вполне из заведомо известных (открытых недавно (!), не припомню сейчас и кем (!)) "географических территорий")))))))))))))
Игорь Вячеславович:
Хм. dirol:) Я не ищу легких путей...
Навигация
Перейти к полной версии