Общий форум > Образовательный метапредмет

Образовательный метапредмет

(1/3) > >>

Светлана Прохорова:
На одном  "замечательном" педагогическом портале когда-то был объявлен конкурс "метапредметные задачи". Идея прекрасная, очень своевременная. Некоторые педагоги начали размещать свои работы по этой теме. Посмотрела. К моему большому сожалению, в просмотренных мною задачах, ничего не увидела от метапредмета. Как педагог, занимающийся этой проблемой достаточно плотно, могу помочь с разъяснением этого вопроса.

И так, не секрет, что любая деятельность начинается с теоретического знания.

На мой взгляд, идеальна теория метапредмета разработана Л.В.Занковым.

Поэтому, для начала предлагаю внимательно изучить три маленькие брошюры:

Нечаева Н.В., Ванцян А.Г. Система развивающего обучения Л.В. Занкова - что это такое?. М.: АПКиППРО, 2006.

Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова:учебное пособие. - Самара: изд. дом "Федоров", 2006.

Чуприкова Н.И. Психологический смысл системы Л.В.Занкова и ее значение для психолого-педагогической теории обучения и развития. М., 2001.

В этих трех маленьких книжечках доступно изложены принципы метапредмета, примеры конструирования задач в этой области.

Цель метапредмета - качественное приращение психики, когда ребенок понимает, что теперь он может делать то, чего не мог ранее. При составлении метапредметных заданий нужно соблюдать одно главное правило: само задание формулируется "скрыто". Не допускаются ни в коем случае вопросы типа "что общего...", "в чем разница...". Если в задании формулируется конкретный вопрос "Создать точечный рисунок по данным в таблице" или "сколько морковок ты видишь на рисунке?", это не метапредмет. Можно задачу о морковках перевести в метапредметную плоскость, сформулировав вопросы в задании следующим образом: "Что видишь на картинке? Что думаешь по этому поводу? Зачем здесь изображены эти морковки?".

В идеале, метапредмет (если просто пояснить на пальцах) решает задачу одного предмета средствами другого.

Например, на уроке биологии учитель формулирует проблему "Почему римляне хотели засыпать Карфаген солью?". Вопрос вроде исторический, но решить его нужно средствами биологии этот же вопрос можно разобрать с помощью средств математики - на уроке математики и т.д.). Дети выдвигают гипотезы, разбившись на группы, собирают аргументы для доказательства, проводят небольшое исследование, публично отстаивают свои предложения. Приходят к выводу о том, что соль из почвы забирает воду, растения гибнут от жажды, а - люди от голода. Средствами биологии решена историческая проблема.

Решая эту проблему средствами математики (на уроке математики), придется рассчитывать площадь Карфагена, площадь территорий, где растут растения, массу необходимой соли и т.д. Эту задачу можно перевести в метапредмет по химии: рассчитывать массовые доли солей гипо- и гипертонических растворов (почвенных и в растении), чтобы, так сказать, наверняка уничтожить Карфаген.

Другой пример метапредметной задачи "Почему художник Ренуар писал широкими мазками?". Если эту задачу решить средствами биологии, то в ходе решения найдем ответ: у него был сильнейший радикулит, не позволявший свободно владеть пальцами. Ему привязывали кисти для рисования к кистям рук. Отсюда такая техника рисования.

Измените чуть формулировку задачи о Ренуаре по другому, например "Можно ли как-то помочь Ренуару?", переведете ее в плоскость биохимии: натриевая соль салициловой кислоты обладает обезболивающим эффектом, содержится в коре дуба. Таблеток в то время таких не было, вот кора дуба всегда под рукой. При такой формулировке задача выйдет в метапредмет по химии (строение лекарственных препаратов).

При составлении метапредметных заданий не кидайтесь в крайности: не всякую задачу можно и нужно переводить в метапредмет. Каждая задача имеет определенную цель: какая-то для отработки навыка, другая - для развития памяти и т.д. Поэтому метапредметные задания ни в коем случае не должны полностью заменить традиционные (академические) задачи, а, наоборот, дополнить их.

Путь освоения педагогом метапредмета тернист и многотруден, но это стоит того.  У меня ушло на это три года теоретической и практической  подготовки на кафедре начального и дошкольного обучения (по системе Л.В. Занкова) при ИПКиППРО Тульской области.

Игорь Вячеславович:
Чтоб смысл осознать,
Лишь надобно уметь читать.
Но видеть, не только буквы или строчки,
А в суть вникать меж них, с заглавия до точки.
(c)

К сожалению, Светлана Викторовна, нынешние педагоги не вполне понимают, что есть суть метапредмета. СД-подход еще туда-сюда, но метапредмет, увы....  С одной стороны, разбиение предметов на специфичные области знаний оторванные от остальных, что ведет к потери охвата сути проблемы в целом, с другой стороны, утрата умения видеть смысл. Ridley Stroop effect.

Светлана Прохорова:
       Игорь Вячеславович, во- первых, поздравляю Вас с очередной ПОБЕДОЙ: Ваш исследовательский проект оказался лучшим. А публичная защите его Вашими ученицами "на отлично" доказывает Ваш высокий профессионализм!
     Теперь по сути блога.
     Игорь, не каждый умеет читать между строк. Чтобы читать между строк, кроме многознания, необходимо многодумание, которое требует неимоверных интеллектуальных затрат, внимания и наблюдательности. Если педагог не МЕТАПРЕДМЕТЕН, то он не сможет научить этому детей...но тут важнее само желание быть метапредметным.

     Concordia parvae res crescunt, discordia maximae dilabuntur.

Игорь Вячеславович:
Aut vincere aut mori!  )))  Per aspera ad astra.

Мы много раз обсуждали это, нет смысла возвращаться. Я о другом сейчас, где Икары? Сейчас, когда возможности зашкаливают, когда у нас в руках столько всего, что не успеваешь даже освоить, как оно устаревает.  А может быть, нам просто стоит остановить этот бег...   Просто замереть и оглянуться?  Уверен, что это было бы самым правильным. Да и отдышаться не мешает.

Светлана Прохорова:
"Где Икары?". Как где? Их сдерживают Дедалы: в самом нехорошем смысле)))). Мы, не летая сами, отучаем летать ребят...Мы, сами, предпочитая обходить тернистые пути, пасуя перед трудностями, формируем своим примером  те же качества. Не Икар-педагог (хотя бы в мыслях) не воспитает Икара-ученика...

«Тонкая грань
Зла и добра
Еле видна,
Каждый это знает.
Но все равно,
Переступить
И победить
Многие мечтают.
В небе порой
Новый герой
Мчится стрелой,
И всегда сгорает».  (Легион- Икар - сын Дедала)

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии